Консорциум или концерн

Создание энергомашиностроительного холдинга стопорится — Фонд госимущества считает идею Минпромполитики сырой. Основная причина — различные интересы и формы собственности потенциальных участников объединения

Создание энергомашиностроительного холдинга стопорится — Фонд госимущества считает идею Минпромполитики сырой. Основная причина — различные интересы и формы собственности потенциальных участников объединения

Спустя месяц после того, как министр промышленной политики Анатолий Шандра озвучил планы по созданию объединения выпускающих продукцию энергомашиностроения госпредприятий, проект существенно не продвинулся. Эта корпорация должна была стать второй в череде отраслевых объединений, создание которых инициировало министерство. Следующими после нее должны были объединиться производители бронированных машин, а также предприятия-производители высокоточного оборудования и средств ПВО.

Первый камень, об который споткнулись энергомашиностроители, — различие юридической формы предприятий-потенциальных участников. "Электротяжмаш" и ХЭМЗ являются государственными предприятиями, а "Турбоатом" — акционерное общество. По этой причине нужно разрешение ФГИ на создание такого объединения. На прошлой неделе в Фонде состоялось заседание, призванное прояснить ситуацию. Но ясности оно не добавило. По мнению главы ФГИ Валентины Семенюк, вопрос создания корпорации в энергетическом машиностроении еще очень сырой. У ФГИ пока еще нет достаточных оснований, чтобы позволить создание такой корпорации. Получается, что к одному прибыльному предприятию хотят присоединить неприбыльные предприятия, говорит она. Семенюк убеждена, что этот вопрос требует детальных экономических расчетов. Собственно, по результатам совещания в Фонде признана необходимость таких расчетов со стороны Кабинета Министров.

С "Турбоатом" или без

По последним планам Минпромполитики, в корпорацию войдут лишь харьковчане — "Электротяжмаш", Харьковский электромеханический завод (ХЭМЗ), завод им. Шевченко и "Турбоатом".

Еще два предприятия, фигурировавших изначально в перечне участников объединения — николаевская "Заря"-"Машпроект" и сумское НПО им. Фрунзе — фактически из него выбыли. Эти предприятия прибыльные, поэтому не видят особой выгоды от объединения в корпорацию и не желают в нее вступать.

Из ряда оставшихся фигурантов "выбивается" "Турбоатом". Он — единственный из потенциальных участников имеет стабильные финансовые показатели. Чистая прибыль "Турбоатома" в 2004 году составила 24 млн. грн. Текущее состояние других предприятий не столь радужно. За первое полугодие 2005 года "Электротяжмаш" получил убыток 6,5 млн. грн., а задолженность предприятия перед бюджетом достигла 14 млн. грн. Это стало формальным поводом увольнения директора предприятия Олега Калашникова. ХЭМЗ и завод им. Шевченко балансируют на грани банкротства.

У предприятий и властей пока нет единого мнения по поводу формата будущего объединения. При его определении столкнулись два подхода. В проекте, который предлагает Минпромполитики, и который более-менее поддерживает "Турбоатом", предлагается создать консорциум предприятий энергетического машиностроения. Это означает, что предприятия сохранят свой статус юридических лиц.

Однако, по мнению директоров других предприятий, объединение в таком виде ничего, по сути, не изменит. Поэтому "Энерготяжмаш" и Харьковский электромеханический завод (ХЭМЗ) считают целесообразным создать государственный концерн с жесткой вертикальной структурой управления. По словам директора ХЭМЗ Евгения Яблонского, предложения по такой форме объединения предприятий он подал в Минпромполитики. Суть их заключается в том, чтобы создать концерн с жестким подчинением Кабмину. Именно правительство должно утверждать совет директоров и назначать руководителя концерна. По мнению директора "Электротяжмаша" Виталия Чередника, средства должны распределяться руководством концерна. Украинские предприятия должны выходить на внешние рынки с предложением по комплектной поставке, к примеру, турбогенераторных цехов. Это и станет главным преимуществом при объединении предприятий энергетического машиностроения. Но это станет возможным только при существовании государственного концерна, убежден он. Такая форма отношений позволит избежать повторения ситуации, сложившейся с поставками турбогенераторов по индийскому контракту предприятия. Согласно подписанному еще 2002 году договору, "Электротяжмаш" должен поставлять "Турбоатому" генераторы по цене $2,76 млн. Реальная же их стоимость составляет $5,3 млн., считает Чередник. В этой ситуации "Турбоатом" административными методами вынудил "Электротяжмаш" снизить цену на генераторы.

Естественно, такой формат не находит поддержки у "Турбоатома". Там выступают против идеи организации государственного концерна, поскольку это грозит ему потерей возможности самостоятельно распоряжаться своими доходами.