Корпоративные облигации -финансовый инструмент мобилизации денежных средств на фондовом рынке

НЕДАВНИЕ исследования Международного центра перспективных исследований показали, что сегодня 86% малых и 56% больших предприятий планируют расширение своего бизнеса. Не требует доказательств, что такое развитие, помимо прочего, потребует и определенных фи
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

НЕДАВНИЕ исследования Международного цент­ра перспективных исследований показали, что сегодня 86% малых и 56% больших предприятий планируют расширение своего бизнеса. Не требует доказа­тельств, что такое развитие, помимо прочего, потребует и определенных финансовых средств. Вместе с тем, те же исследования установили, что украинские предпри­ятия не имеют свободных средств для инвестирования и их дальнейшее развитие может быть осуществлено, главным образом, на основе заемных средств, что в принципе соответствует мировой практике.

Как и во всем мире, сегодня финансирование инвестиционного проекта можно осуществить тремя основ­ными способами; взять кредит в банке, продать акции дополнительной эмиссии или выпустить облигации, ко­торые называются корпоративными. Каждый из этих способов имеет свои преимущества и свои недостатки,

Расмотрим, например, банковский кредит. Пре­имуществом финансирования через получение кре­дита в банке является немедленное и безпроблемное получение средств на расчетный счет после со­блюдения формальной процедуры. Недостатком — весьма сложная процедура оформления необходи­мых документов для получения кредита и проблемы с предоставлением имущества под залог (банки сейчас практически не осуществляют кредитования без залогового обеспечения). К тому же нужно до­биться согласия банка на выдачу кредита.

Другой способ — инвестирование через акции. В этом случае большим преимуществом будет отсутст­вие необходимости возврата заемных средств, по­скольку основной целью кредитора является получение дивидендов или рост курсовой стоимости акций. К не­достаткам этого способа можно отнести появление но­вых собственников, обладающих равными с предыду­щими собственниками корпоративными правами.

И третий способ — это выпуск предприятием корпоративных облигаций. Здесь преимуществом является более низкая ставка заимствования и воз­можность более гибкого управления долгом. Отно­сительным недостатком данного способа является более сложная технология подготовки выпуска об­лигационного займа и его размещение.

Конечно, выбор способа инвестирования остается за менеджментом (собственниками) предприятия и оп­ределяется в каждом случае конкретными обстоятель­ствами и предпочтениями тех, кто принимает решения.

Но, если вы хотите занять денег на развитие своего бизнеса, не уступая части корпоративных прав, и рассчитывете на процент более низкий, чем у банка по кредитам, скорее всего, вы обратитесь к вопросу выпуска корпоративных облигаций.

Анализ рынка долговых обязательств Украины указывает на его большой потенциал, который в на­стоящее время сдерживается лишь отсутствием у заемщиков достаточных знаний и квалификации: для выбора вида корпоративных облигаций и орга­низации системы их продажи.

Что прежде всего нужно знать, принимая реше­ние о выпуске корпоративных облигаций? Во-пер­вых, то, что корпоративная облигация является фи­нансовым инструментом, который можно и нужно конструировать, исходя из общей стратегии разви­тия предприятия и предпочтений его собственников.

Во-вторых, важную роль играет выбор стратегии размещения облигации. Это, прежде всего, выбор рын­ков или отдельных инвесторов, использование посред­ников (андерайтеров) или самостоятельное размеще­ние. Решение всех этих вопросов определяет финансо­вый результата эффективность осуществления займа.

В-третьих, при подготовке выпуска корпоратив­ных облигаций важную роль играет изучение имею­щегося опыта выпуска корпоративных облигаций другими предприятиями, потому что некоторые осо­бенности Украины могут быть установлены только эмпирическим путем. В этом случав вполне приме­ним знаменитый афоризм, который предлагает учиться не на своих ошибках, а на чужих.

В-четвертых, особенностью выпуска корпора­тивных облигаций является необходимость тща­тельного изучения правовых аспектов выпуска и об­ращения таких облигаций, эмиссию которых при­дется регистрировать в ГКЦПФР.

Теоретически, каждый потенциальный заемщик может пойти двумя путями: или самому учиться всем аспектам получения инвестиций с помощью корпо­ративных облигаций, изучая соотвествующую лите­ратуру и посещая всевозможные семинары, или на­нять квалифицированых специалистов в этой облас­ти. Но, возможно, предпочтительнее было бы совме­стить эти два пути. Сначала послушать о том, что та­кое корпоративные облигации, каких видов они бы­вают, как размещаются, какая правовая база этому соответствует, а потом уже принимать решение о не­обходимости привлечения специалистов.

Одним из ближайших мероприятий, которое должно вызвать интерес у рынка, является соответ­ствующий семинар, который будет проводиться на базе Межрегиональной академии управления персоналом 9-10 ноября, "Корпоративные облигации — финансовый инструмент мобилизаций денежных средств на фондовом рынке". В семинаре примут участие специалисты Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Межрегиональ­ного фондового союза, акционерного банка "Юж­ный", телекомпании "Фарлеп-инвест" (г. Одесса), FMI и др. Небезынтересным будет и практический опыт эмитентов, которые уже осуществили эмиссию и размещение облигаций и могут поделиться о рын­ком своими квалифицированными навыками в этом вопросе. Данное мероприятие рассчитано на широ­кий круг участников: руководителей и специалистов предприятий, которые рассматривают возможность привлечения финансирования путем эмиссии обли­гаций; руководящих работников и специалистов ме­стных органов власти; финансовых посредников и др.