- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Костусев пошел по-крупному
В последнее время Антимонопольный комитет решил "разобраться" вплотную с правилами игры в ключевых отраслях, а многомиллионные штрафные санкции можно считать первой попыткой Комитета заявить об этом со всей серьезностью. АМКУ обвинил компании "Сентоза Ойл" и "Авиас" в антиконкурентном сговоре, монополизации рынка торговли светлыми нефтепродуктами в Днепропетровске, в результате чего цены на бензин и дизтопливо в этом регионе были искусственно завышены, а также в создании препятствий расследованию данного инцидента. "Обвиняемые" считают решение АМКУ предвзятым и намерены оспорить его в суде
Столь суровому наказанию днепропетровских нефтетрейдеров предшествовали многочисленные предупреждения со стороны АМКУ, возбуждение дел и наложение штрафных санкций за отказ от сотрудничества с Комитетом. Так, "Сентоза Ойл" и связанная с ней компания "Днепронефтепродукт" были оштрафованы на общую сумму 770 тыс. грн. Но, чувствуя себя хозяевами в регионе, компании не предприняли никаких действий, чтобы разрешить ситуацию. И цены на бензин в Днепропетровской области длительное время оставались значительно выше, чем в других областях. Несколько лет назад за аналогичное нарушение — необоснованное повышение цен — компания "Авиас" уже была наказана АМКУ. Но согласно действующему на то время антимонопольному законодательству сумма штрафа была символической. Возможно, на подобный исход событий рассчитывали днепропетровские нефтетрейдеры и на этот раз. Однако ситуация изменилась. Антимонопольный комитет, получив реальные рычаги влияния на конкурентную политику, становится активным регулятором многих процессов на рынке, в частности, в борьбе с недобросовестной конкуренцией и монополизмом.
Расследование сговора между региональными нефтетрейдерами далось Антимонопольному комитету нелегко. Представителей Комитета охрана компаний не пропускала через проходную, причем эту проблему не сразу решили даже структуры МВД. По словам главы АМКУ, он впервые столкнулся с таким "невиданным ранее противостоянием". Ускорить ход расследования, по словам Алексея Костусева, удалось лишь после смены председателя облгосадминистрации Николая Швеца. Пришедший на эту должность в конце июля Владимир Яцуба заявил, что не собирается мириться с завышенными ценами на бензин в области, которые на 1 сентября в среднем составляли 2,2 грн. за литр бензина А-95 (при средней цене по Украине — 2,05 грн.) и 1,6 грн. за литр дизельного топлива (1,4 грн.).
Открытое заседание АМКУ по рассмотрению дела "Авиас" и "Сентоза Ойл" собрало 14 октября представителей крупнейших нефтетрейдеров, президентской администрации и немало народных депутатов. С итогами расследования присутствующих ознакомил начальник первого управления исследований и расследований АМКУ Петр Амброзевич. По его словам, было установлено, что монопольное положение компаний на рынке нефтепродуктов Днепропетровской области (более 50%) при отсутствии существенной конкуренции со стороны других субъектов этого рынка привело к нарушению конкурентного законодательства и причинило значительный ущерб потребителям (злоупотребляя монопольным положением, компании завышали цены на нефтепродукты). Принимая во внимание все вышесказанное, а также то, что компании не устраняли нарушения и, судя по всему, не собираются "раскаиваться", АМКУ вынес решение о рекордных за всю свою историю штрафных санкциях: ООО "Авиас" должно заплатить 52,374 млн. грн., ООО "Сентоза Ойл" — 46,403 млн. грн. Вместе с тем данные санкции составляют лишь половину суммы, предусмотренной за эти нарушения: 5% от суммы выручки компаний за прошлый год.
Оштрафовать — не значит получить
Между тем, глава антимонопольного ведомства сомневается, что данный штраф будет заплачен. "Судя по поведению "Сентоза Ойл" и "Авиас" во время расследования, они поспешат не платить штраф, а идти в суды и бороться до последнего", — заметил Алексей Костусев.
Интересно, что во время расследования данного дела днепропетровские нефтетрейдеры отказывались давать какие-либо комментарии. Воздержался от объяснений и присутствующий на открытом заседании АМКУ представитель компании "Авиас". Однако о том, что обе компании категорически не согласны с решением антимонопольного ведомства, считают его действия предвзятыми, непрофессиональными и направленными на устранение конкурентов, мы узнали на сайте "Подробности". В соответствии с размещенным там заявлением директора ООО "Сентоза Ойл" Сергея Посылаева "чиновники из АМКУ сами не были заинтересованы в получении информации, им нужен был лишь повод для того, чтобы начать публичную травлю компании". По мнению руководства "Сентоза Ойл", беспрецедентный размер штрафа показывает, что АМКУ беспокоит не абстрактная "социальная справедливость", а чей-то конкретный заказ — устранить с рынка конкурентов.
Попытаться избежать выплаты штрафных санкций днепропетровские монополисты могут несколькими способами. Во-первых, обратиться в суд — учитывая все нюансы данного дела, можно рассчитывать, что затянется оно надолго. К тому же всегда очень сложно доказать наличие сговора. Как правило, в этих случаях нет прямых документальных подтверждений, а косвенные улики суд не всегда принимает во внимание. Кроме того, компании утверждают, что не связаны друг с другом отношениями контроля. Чтобы доказать обратное, а также их причастность к группе "Приват", потребуется немало усилий.
Во-вторых, можно изменить свой "статус-кво". Поскольку "Сентоза Ойл" и "Авиас" арендуют более 40 заправок (больше половины местного регионального рынка нефтепродуктов) и не являются их собственниками, можно допустить, что им не составит большого труда разорвать договоры аренды (кстати, заключенные без разрешения АМКУ на концентрацию). Затем зарегистрировать новые компании с похожими названиями. Главное — оставить узнаваемым существующий бренд и передать им заправки. Взимать штраф с "новых" юрлиц никто не будет, а со "старых" — взять будет нечего.