КрАЗ пока не меняет хозяев

31 марта Фонд государственного имущества Украины отозвал иск к собственнику холдинговой компании "АвтоКрАЗ" — СП "ООО "Мега-Моторс". В иске, направленном месяц назад в Хозяйственный суд г. Киева, ФГИУ добивался расторжения с СП договора купли-продажи 36
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

31 марта Фонд государственного имущества Украины отозвал иск к собственнику холдинговой компании "АвтоКрАЗ" — СП "ООО "Мега-Моторс". В иске, направленном месяц назад в Хозяйственный суд г. Киева, ФГИУ добивался расторжения с СП договора купли-продажи 36,37% акций ОАО "Холдинговая компания "АвтоКрАЗ" по причине невыполнения одного из фиксированных условий конкурса. Ходатайство об отзыве иска ФГИУ направил в суд по поручению Кабинета Министров Украины

Основной причиной иска ФГИУ к ООО "Мега-Моторс", поданного примерно месяц назад, стало снижение объемов производства Кременчугского автозавода, по сравнению с теми, которые были предусмотрены условиями конкурса. Следует подчеркнуть, что обязательства по сохранению количества рабочих мест, профиля предприятия и объемов производства, являются неотъемлемой частью стандартной приватизационной процедуры. И до сих пор их невыполнение почти никогда не становилось причиной разрыва договора купли-продажи. Если у ФГИУ и возникали какие-то претензии к инвестору, то вызваны они были невыполнением вполне конкретных и достаточно специфичных инвестиционных обязательств, иногда предусматриваемых фиксированными условиями конкурса (погашение задолженностей, финансирование развития производства и т. п.). Однако на сей раз ФГИУ, как это может показаться на первый взгляд, решил проявить особую строгость.
Она кажется еще более странной, если учесть, что в условиях конкурса по продаже 36,37% уставного фонда ОАО "ХК "АвтоКрАЗ", состоявшегося летом 2001 года, обязательства покупателя пакета относительно объемов производства сформулированы максимально абстрактно. А именно: "…в рамках корпоративных прав содействовать увеличению объемов производства, по отношению к имеющемуся на момент подписания договора купли-продажи".
С другой стороны, тот факт, что Фонд решил "призвать к порядку" ООО "Мега-Моторс" как инвестора АвтоКрАЗа, с точки зрения положения дел на предприятии выглядит вполне оправданным. Как отмечают аналитики AUTO-Consulting, предприятие год от года теряет внешние рынки и уступает свои позиции другим производителям на внутреннем. Они также отмечают отсутствие четкой маркетинговой стратегии предприятия и перспективных разработок. В отличие от остальных производителей грузовиков в странах СНГ, только это предприятие не смогло вернуться к тем объемам производства, которые были достигнуты во времена СССР. (Так, в 2003 году КрАЗ не смог произвести и 1000 грузовиков. А в нынешнем году в очередной раз приступил к формированию дилерской сети. — AUTO-Consulting). Все это позволяет сделать вывод о том, что "Мега-Моторс" как портфельный инвестор не был достаточно заинтересован в развитии предприятия. Более того, само руководство компании в лице председателя НС холдинга Алексея Кучеренко неоднократно намекало на возможную смену собственника КрАЗа. В числе возможных покупателей называлась российская нефтекомпания "ЛУКОЙЛ" — один из главных российских клиентов КрАЗа в последние годы. Не исключено, конечно, что Фонд просто формально руководствовался поручением Президента Украины от 17 февраля нынешнего года, в котором глава государства потребовал от правительства разобраться в ситуации, сложившейся на КрАЗе. Тем не менее, в Кабмине, обязавшем ФГИУ отозвать иск, видимо, думали иначе. Кроме того, в ответ на иск Фонда руководство ХК "АвтоКрАЗ" предложило кременчугскому губернатору посетить завод, чтобы иметь представление о положении дел на предприятии. Вскоре после этого, по словам председателя наблюдательного совета ХК "АвтоКрАЗ" Алексея Кучеренко, "для изучения ситуации была создана группа экспертов, куда вошли также представители профильных министерств". А нынешнее руководство предприятия поспешило объяснить сложившуюся на КрАЗе критическую ситуацию объективными факторами, а не проблемами в управлении. "До сих пор АвтоКрАЗ не снижал объемов производства. Однако дальнейший рост цен на сырье (в нашем случае — металл) может привести к падению объемов продаж, а затем и объемов производства не только АвтоКрАЗа, но и подавляющего большинства отечественных машиностроительных предприятий. До прошлого года относительно дешевое сырье было основным конкурентным преимуществом украинских машиностроителей. Но удорожание металла ведет к постепенной его утрате", — сообщил "Инвестгазете" и. о. коммерческого директора ХК "АвтоКрАЗ" Владимир Синельников. Словом, основной инвестор проявил немалую активность для того, чтобы отстоять свои позиции в ОАО. Что и понятно. На сегодняшний момент СП "Мега-Моторс" владеет 86,27% акций ХК "АвтоКрАЗ", и в случае потери 36%-ного пакета позиции нынешнего собственника могли бы существенно пошатнуться.

Комментарии
Алексей Кучеренко, председатель наблюдательного совета ХК "АвтоКрАЗ":
— 99% состоявшихся конкурсов могут быть опротестованы в связи с невыполнением инвестобязательств покупателя. Однако этого не происходит, поскольку ФГИУ применяет юридические нормы, определяющие механизм возврата приватизированных объектов в госсобственность, достаточно избирательно. И сейчас именно ХК "АвтоКрАЗ" стала объектом такого избирательного отношения. Компания пережила довольно тяжелый 2003 год. Трудности были связаны и с жесткой защитой российского рынка и с неудачной кадровой политикой акционеров... Но уже за первые три месяца нынешнего года АвтоКрАЗ произвел 450 автомобилей, что в несколько раз превышает прошлогодние показатели. Более того, у компании появились перспективы, связанные с оживлением как внутреннего рынка, так и внешних. По-видимому, из-за столь резкого прорыва компании разыгрался аппетит потенциальных претендентов на нее