Кредитованный захват

Каждый четвертый украинец имеет задолженность перед банком. Темпы потребительского кредитования продолжают расти. Многие банкиры опасаются, что через пять лет "у населения не будет возможности оплачивать соответствующие долги". Впрочем, не исключено, что

Каждый четвертый украинец имеет задолженность перед банком. Темпы потребительского кредитования продолжают расти. Многие банкиры опасаются, что через пять лет "у населения не будет возможности оплачивать соответствующие долги". Впрочем, не исключено, что эту проблему придется решать уже западным финансистам

Прошлогодняя экспансия "иностранцев" на украинский финансовый рынок не закончилась. На прошлой неделе появился еще один игрок — на этот раз созданное "с нуля", "дочка" Societe Generale — ООО "ПростоФинанс".

Миллион в кредитной корзине

Основная деятельность ПростоФинанс — предоставление экспресс-займов физическим лицам на покупку товаров для дома (бытовая техника и мебель), а также автокредитование. Кроме того, дочерняя компания группы Societe Generale пообещала принести на украинский рынок, помимо "быстрых кредитов", совершенно новую услугу — предоставление займов по почте с помощью технологий "прямого маркетинга", отработанную уже в России. Тем самым клиент сможет отправить по почте заполненный пакет документов на получение кредита. При положительном решении деньги будут перечислены на указанный клиентом счет. Генеральный директор компании ПростоФинанс Эрик Бланштет заявил, что компания начинает работу в Киеве и Днепропетровске. А в течение года планируется открыть еще несколько региональных отделений в Донецке, Львове, Одессе и Харькове. Предполагается, что до конца этого года компания выдаст займы на сумму около 20 млн. евро.

На подходе и один из крупнейших чешских розничных банков Home Credit, входящий в группу компаний PPF. "Мы планируем выйти на рынок Украины в этом году. Сейчас идет поиск подходящего партнера или финансовой компании, которая имеет опыт в потребительских финансах. Мы также рассматриваем возможность создания новой компании с нуля", — заявила глава службы маркетинга и коммуникаций финансовой группы PPF Дита Фуксова газете "ДЕЛО". По словам заместителя председателя правления УкрСиббанка Тараса Кириченко, это только начало выхода на украинский рынок потребительского экспресс-кредитования крупных западных игроков. "Данным рынком активно интересуются россияне, поляки, не говоря уже о транснациональных лидерах и, в частности, General Electric", — говорит банкир.

"Реальный банковский бизнес — депозитный и кредитный, за исключением инвестиционного банкинга и разных форм потребительского кредитования, нигде в мире не приносит высокую маржу", — утверждает финансовый аналитик Олег Канишевский. Результаты деятельности крупнейших финансовых конгломератов мира подтверждают слова специалиста. Так, например, у Citigroup уровень рентабельности активов не превышает 0,4%, тогда как у старейшего игрока на рынке потребительского кредитования — General Electric Consumer Finance — он в четыре раза выше.

Последний специализируется исключительно на экспресс-кредитовании и выпуске кредитных продуктов private label. По словам банкиров, не исключено, что в дальнейшем ПростоФинанс попытается осваивать и сектор private label, когда потребительское кредитование трансформируется в потребительское финансирование. Другими словами, кредитуются не покупатели, а торговые точки. К тому же, сейчас рентабельность традиционных форм экспресс-кредитования снижается из-за роста конкуренции и более придирчивого отношения к банкам со стороны торговых точек. "Если полтора-два года назад магазины доплачивали банкам за то, что они выдают кредиты, то сейчас уже финансовые институты должны платить ритейлерам", — говорит финансовый аналитик Олег Канишевский.

А вот с помощью private label новые игроки могут завоевать значительную долю рынка, не тратясь на построение филиальной сети. Тем не менее, финансисты полагают, что "едва ли розничные сети захотят брать на себя выполнение не свойственных им функций. Это приведет к неконтролируемому росту долга и персонала". "В ближайшем будущем выдача через торговые точки потребительских кредитов, не превышающих $1 тыс., постепенно отомрет", — убежден Олег Канишевский.

Впрочем, сами украинцы только учатся жить взаймы. Бюро кредитных историй, позволяющие банкам получать оперативную и качественную информацию о потенциальном заемщике, пока еще в полную силу не заработали. Неудивительно, что желающим получить "быстрые деньги" приходится порой платить с учетом "комиссии за обслуживание кредита" и т. п. до 40% годовых в гривне. Ради таких ставок иностранцы готовы смириться со считающимся нормальным для местного рынка 10-процентным невозвратом. Он может быть чувствителен для украинского банка, которому приходится платить за привлеченные средства не менее 6-8% годовых в валюте. Но практически незаметен для западных финучреждений. Не случайно Эрик Бланштет утверждает, что компания "располагает практически неограниченными финансовыми возможностями для удовлетворения спроса на местном рынке потребительского финансирования".

Генералы кредитных историй

Нынешний бум потребкредитования в значительной степени обусловлен популярностью так называемых экспресс-кредитов, выдаваемых непосредственно в торговых точках. Данная форма кредитования удобна не только потребителям. Как отмечают маркетологи, в последнее время бытовая электроника оказалась в разряде "случайных покупок" (пришел — увидел — купил). Банкам экспресс-кредитование тоже на руку. Поскольку потребительские кредиты окупаются исключительно за счет массовости и "конвейерности". Дело в том, что накладные расходы, связанные с выдачей каждого кредита, не зависят от его суммы, поэтому при сохранении стандартных процедур издержки увеличиваются в несколько раз.

Чтобы уберечься от рисков, возникающих при потребительском кредитовании, необходим скоринг. Однако любая рейтинговая система достаточно поверхностна, и не учитывает психологических нюансов, важных в работе с "физиками". Например, отмечают эксперты, дисциплина погашения кредита в большой степени зависит не только от ежемесячного дохода, но и от способности заемщика к накопительству, постоянному "откладыванию" денег на выплату долга. Впрочем, французы заявили, что им удалось выстроить собственную систему скоринга с учетом украинской ментальности.

Скоринговое потребительское экспресс-кредитование как вид в Украине появилось относительно недавно. Однако уже в настоящий момент можно говорить о формировании лидирующей тройки игроков, с которыми и придется конкурировать ПростоФинанс. Прежде всего, это дочерняя структура ПриватБанка "Просто кредит" (по различным оценкам, присутствуют в 230-250 точках), кредитные союзы "Фаворит" (представлены в 250-300 точках) и бренд "Еврокредит" (около 900 точек). При этом, по оценкам специалистов, на сегодняшний день в Украине условия рынка позволяют открыть до 1 тыс. эффективных представительств, выдающих не менее трех кредитов ежедневно. Таким образом, по мнению банковского эксперта Андрея Онистрата, "чтобы успешно конкурировать с уже существующими игроками, французам придется предложить рынку, с одной стороны, принципиально лучшие условия кредитования (в первую очередь это касается ставки и времени выдачи кредита), с другой — предложить что-то торговым сетям. В силу же того, что существующие участники сотрудничают с торговыми сетями и по другим продуктам, например, выдают корпоративные кредиты, стремительный вход нового игрока на этот рынок маловероятен. Я не ставлю под сомнение способность Societe Generale занять свою нишу на рынке, однако, не прибегая к покупке существующей структуры, выход проекта ПростоФинанс на рынок может оказаться слишком сложным и долгим. В ином случае до конца года бренд ПростоФинанс будет представлен не более чем в 50 точках.

Заместитель руководителя бизнеса обслуживания индивидуального клиента ПриватБанка Роман Негинский считает, что даже с приходом мощных зарубежных игроков, специализирующихся на потребительском кредитовании, структура украинского рынка сильно не изменится. "Показательный тому пример — Россия. "Русфинанс" и Home Credit & Finance Bank заняли определенную долю рынка, но сказать, что с их приходом кредиты стали гораздо дешевле или процедура кредитования у них принципиально отличается от нашей, нельзя. Они будут работать в тех же стандартах, в которых работаем мы. Поэтому каких-то серьезных изменений рынка я не ожидаю", — сказал г-н Негинский.

Помимо скоринговых технологий, еще одна возможность для финучреждений избавиться от лишних рисков — участие в потребительском кредитовании страховых компаний. Однако если страховать ипотечное жилье или купленный на кредитные средства автомобиль для страховщиков не в диковинку, то в вопросах потребкредитования страховые компании не столь активны. Правда, по слухам, крупнейшие операторы уже начали говорить о чем-то подобном со страховщиками, но пока безуспешно. Причина — этот рынок страховыми компаниями пока не освоен, и они готовы рисковать только за такие деньги, которые увеличат для конечного заемщика стоимость кредита как минимум на 10%. Таким образом, пока украинские банки и финансовые компании рискуют в одиночку. И далеко не все из них готовы к изменениям на рынке, когда высокие проценты как страховка от риска будут уже невозможны.