Круглый экономический бум?

Через три месяца решится судьба инвестиционного климата в Украине. И, как ни странно, решит его вещь, которая, как ни посмотри, со всех сторон круглая, — футбольный мяч. Так, 8 декабря будет принято решение о месте проведения чемпионата Европы по футболу

Через три месяца решится судьба инвестиционного климата в Украине. И, как ни странно, решит его вещь, которая, как ни посмотри, со всех сторон круглая, — футбольный мяч. Так, 8 декабря будет принято решение о месте проведения чемпионата Европы по футболу 2012 года. Для Украины, которая вместе с Польшей участвует в тендере УЕФА, победа в конкурсе является очень важной не столько с имиджевой, сколько с экономической точки зрения.

Во-первых, страна получит мощный инвестиционный импульс уже в процессе подготовки к проведению чемпионата. Это касается постройки новых стадионов, отелей и модернизации транспортной сети страны. Инвестиции только в постройку стадионов могут достичь нескольких сот миллионов долларов (см. статью на стр. 9). Довольно серьезные суммы также могут быть потрачены на постройку и реконструкцию отелей и сопутствующих объектов в туристической отрасли. Большинство средств на стадионы и отели выделит частный бизнес.

В проведении чемпионата, например, очень заинтересованы крупнейшие украинские бизнесмены, для которых футбол является дорогостоящим хобби, на которое тратятся огромные суммы денег.

В строительстве отелей заинтересованы также и международные отельные сети, которых останавливает только проблема выделения земли в крупных украинских городах. И если со стадионами и отелями более-менее все понятно, то транспорт является одной из ахиллесовых точек позиции Украины/Польши в конкурсе на определение места проведения ЧЕ.

По сравнению с другими претендентами — Италией и Венгрией/Хорватией — расстояния между польскими и украинскими городами, в которых запланировано проведение матчей, огромно. Добавьте к этому транспортные проблемы — например, прямого сообщения нет между Варшавой, Донецком и Днепропетровском, не говоря уже о менее крупных городах. Стоимость авиабилетов в той же Украине заоблачна, а даже скорые поезда ездят с черепашьей скоростью — по сравнению с теми же европейскими странами. Именно здесь государство должно сыграть главную роль в исправлении ситуации.

Правда, пока что государственных денег не хватает даже на достройку единственной нормальной автотрассы Киев-Одесса. До аэропортов и железных дорог руки пока не доходят — более того, "Укрзализныця" даже отказалась от развития скоростного пассажирского движения в Украине. Сможет ли государство в короткие термины обустроить транспортные перевозки в случае победы Украины — неизвестно. По крайней мере объем затрат можно представить на примере Польши, которая за 7 лет в рамках программы присоединения к Евросоюзу потратила на ж/д транспорт и дороги 15 млрд. евро.

Именно инвестиции под ЧЕ-2012 могут стать главным плюсом для экономики Украины, которая остро нуждается в обновлении своей инфраструктуры. Прямой эффект в виде доходов от посетителей или телерекламы от подобных состязаний обычно не столь велик. Например, Великобритания в ходе проведения ЧЕ 1996 года получила дохода 120 млн. фунтов (около $186 млн.) от иностранных болельщиков. Последний чемпионат мира в Германии принес этой стране более $567 млн. Впрочем, как показывает статистика, экономика большинства стран, принимавших чемпионаты, росла не только во время их проведения, но и после. И дело здесь не только в строительстве или зарубежных туристах, а и в том позитивном настроении, которое дарит праздник футбола.