НБУ курс:

USD

41,36

+0,04

EUR

46,01

+0,21

Наличный курс:

USD

41,60

41,50

EUR

46,15

46,00

Кто кому больше нужен

Согласно киевским соглашениям, до конца августа должна определиться окончательная модель консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины. Весной, когда самые заядлые скептики уже готовы были похоронить идею консорциума, правительство
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

Согласно киевским соглашениям, до конца августа должна определиться окончательная модель консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины. Весной, когда самые заядлые скептики уже готовы были похоронить идею консорциума, правительство постаралось всех успокоить: "Мол, и с россиянами вопросы решим, и по поводу участия европейских стран договоримся". Однако заявления украинских чиновников в преддверии межправительственной украинско-российской встречи свидетельствуют о том, что расставить все точки над "і" так и не удалось

За неделю до визита российской делегации министр топлива и энергетики Сергей Ермилов выступил с довольно неожиданным заявлением. По его словам, недавно межведомственная комиссия рассмотрела возможность постройки нового газопровода "Александров гай — Новопсков — Ужгород" с проектной мощностью около 30 млрд. куб. метров природного газа. Ермилов отметил, что этот проект и станет основой создания украинско-российского консорциума. Существующая же газотранспортная система так и останется в управлении НАК "Нефтегаз Украины" и Кабинета Министров.
По всей видимости, такой инициативы украинских партнеров в России просто не ждали. Рабочей группой по созданию консорциума действительно обсуждались возможности увеличения газотранспортных мощностей. Правда, в "Газпроме" отмечают, что это никоим образом не должно было повлиять на конфигурацию будущего СП, создаваемого специально для управления всей системой магистральных газопроводов Украины.
Впрочем, удивляться заявлениям министра топлива и энергетики впору не только россиянам. Главным вопросом прошлогодних договоренностей России и Украины оставалась модернизация и управление украинской ГТС, для чего, собственно, консорциум и задумывался. Следует учитывать еще один немаловажный момент. На сегодня отечественная газотранспортная система используется только на 75%, и "лишние мощности" даже превышают те самые 30 млрд. кубометров, которые предполагается прокачивать по новой трубе, поэтому инициатива украинцев с прицелом на "далекую перспективу", скорее всего, преследует цель оттянуть переговорный процесс на неопределенный срок.
Наверняка предложение поучаствовать в консорциуме по еще не построенной трубе россиян не устроит, и переговорный процесс снова зайдет в тупик. Вопрос же состоит в том, почему в недрах Кабмина родилась подобная явно не проходная идея.
Очевидно, что украинская сторона так и не решилась пойти на уступки по самым спорным вопросам. А их, за почти годовую историю создания консорциума, накопилось предостаточно. К примеру, стороны так и не смогли сойтись во мнении, сколько же стоит наша ГТС. Украинское правительство настаивало на цифре $24 — 25 млрд., в то время как россияне апеллировали на независимую оценку, проведенную в рамках программы INOGATE, — 13,8 млрд.
Немало вопросов вызвало и долевое участие в проекте европейских стран, в первую очередь, Германии. Трехсторонняя встреча по вопросам организации консорциума несколько раз переносилась, а сами немцы в лице представителей Ruhrgas критиковали проект использования украинской ГТС за отсутствие экономического обоснования.
Тем не менее, еще в конце весны украинское правительство пообещало, что до августа спорные моменты будут решены. Но, судя по последним словам Сергея Ермилова, этого так и не произошло.

Нереализованный потенциал
В силу всех этих обстоятельств предстоящие украинско-российские переговоры по поводу консорциума грозят закончиться ничем. Причем нежелание украинской стороны идти на уступки россиянам может нам и аукнуться.
На сегодняшний момент за счет собственной добычи Украина способна обеспечить 18 млрд. кубометров природного газа. Еще 45 — 50 млрд. поставляются из Туркмении, а 26 млрд. мы получаем за транзит российского голубого топлива. Согласно договоренностям, достигнутым весной нынешнего года, начиная с 2007-го, Россия будет осуществлять реэкспорт всего туркменского газа, идущего в Европу, и, соответственно, в Украину. А это значит, что спустя несколько лет от нашего северного соседа будет зависеть более 2/3 потребностей отечественной экономики в природном газе. Тогда поторговаться просто не получится. Сейчас активно обсуждаются вопросы диверсификации поставок газа в Украину. К примеру, на днях Сергей Ермилов даже заявил о намерении получать газ из Ирана. Однако ожидать этого в ближайшие десятилетия не приходится.
Безусловно, и России необходим газотранспортный потенциал Украины. По расчетам Еврокомиссии, через десять лет потребление газа в Европе достигнет более 370 млрд. кубометров, из которых на поставки из РФ придется больше половины. Мощность украинской ГТС, составляющая 170 млрд. куб. метров на входе и до 140 млрд. на выходе, тут пришлась бы как нельзя кстати. Выгоды и для Украины, и для России налицо.
Правда, с одним "но". Учитывая непростые отношения двух стран по вопросам эксплуатации нашей ГТС, в том числе и в создании газотранспортного консорциума, россияне все активнее ищут альтернативные способы доставки своего газа в Европу. В 1999 году был введен в эксплуатацию газопровод "Ямал — Европа", обеспечивающий транспортировку российского газа в Германию через территорию Польши и Беларуси. В результате запуска первой очереди газопровода, пропускная способность которого составила 20,4 млрд. куб. метров, отпала потребность в украинских маршрутах "Ивацевичи — Долина" и "Торжок — Долина", которые были построены специально для поставки российского газа через Беларусь к западной границе Украины и дальше в Европу. Впрочем, это только начало. Уже в будущем году пропускная способность "Ямала" вырастет до 33 млрд. кубометров, а в перспективе достигнет 60 млрд.
Кроме того, недавно введен в эксплуатацию газопровод "Голубой поток", доставляющий российский газ в Турцию по дну Черного моря, с пропускной способностью 16 млрд. куб. метров в год. В планах российского "Газпрома" также строительство двухниточного Северо-Европейского газопровода (СЕГ) до Германии, а в перспективе — до Великобритании. Его мощность составит 30 млрд. куб. метров.
Несложно подсчитать, что при таком количестве альтернативных источников прокачки российского газа в Европу нынешний уровень загрузки отечественной ГТС — 75% — лет через десять покажется достижением. Поэтому, стараясь выторговать в вопросе консорциума как можно больше, в перспективе Украина рискует остаться ни с чем.