Кто ответит за тарифы

Генеральный директор "Укрзализныци" Зенко Афтаназив инициирует повышение тарифов на железнодорожные перевозки, при этом он считает, что негативных последствий для экономики страны в целом не будет. Бывший министр транспорта Валерий Пустовойтенко имеет дру

Генеральный директор "Укрзализныци" Зенко Афтаназив инициирует повышение тарифов на железнодорожные перевозки, при этом он считает, что негативных последствий для экономики страны в целом не будет. Бывший министр транспорта Валерий Пустовойтенко имеет другую точку зрения

— Как вы считаете, насколько могут сократиться объемы перевозок после повышения тарифов?

З.А.: Перед тем как принять решение о повышении цен, мы рассматривали то обстоятельство, что перевозчики могут отказаться и перейти на альтернативные методы транспортирования. Но, согласно нашим данным, этого не произойдет, поскольку транспортная составляющая в цене всех товаров невелика, и те, кто пользовался услугами железной дороги, так и будут продолжать с нами работать.

В.П.: Вопрос не в том, насколько перевозки уменьшатся, а в том, к чему это приведет. Например, если говорить о меткомбинатах, то в цене металла заложена транспортная составляющая на доставку сырья и затем стоимость перевозок готовой продукции. И если на все повысить цены, то это приведет к ухудшению состояния всей экономики страны. В конечном итоге те, кто пользовался услугами "Укрзализныци", будут продолжать работать по-прежнему, поскольку железная дорога полный монополист и особых альтернатив у компаний для перевозок нет.

— Будет ли разница в тарифах на внутренние перевозки и на экспорт?

З.А.: Мы сейчас занимается тем, что выравниваем тарифы на внутренние перевозки и на экспорт. Экспортные цены не будут меняться, поскольку это может вызвать много недоразумений. У нас есть соглашения с другими странами, и нарушать их никто не станет. Но то, к чему мы стремимся, — это сделать внутренние и экспортные тарифы одинаковыми для всех экспедиторов в своих группах товаров. Например, ранее существовала схема, при которой один зернотрейдер экспортировал зерно по одной цене, а другой — по другой. Сейчас же это будет отменено, и все будут работать на единых условиях.

В.П.: Тарифы должны быть одинаковыми и на экспорт, и на внутренние перевозки. Это поможет упразднить существовавшие ранее теневые схемы транспортировки. И если мы хотим, чтобы через наши порты проходил груз, необходимо сделать условия перевозок экономически привлекательными. Например, как в ситуации с Кузбасским углем: были снижены тарифы на транспортировку его по территории Украины с тем, чтобы горняки не транспортировали свою продукцию через другие страны, такие как Прибалтика, Россия. И наш порт "Южный" является теперь для них основным перевалочным пунктом.

— Кто должен утверждать тарифы и насколько необходимо создание национальной комиссии по регулированию тарифов?

З.А.: Сейчас тарифы утверждаются Кабинетом Министров. Создание комиссии — дело достаточно нереальное, поскольку этот орган не имеет экономического обоснования. В противном случае возникнет ситуация, когда у отрасли есть руководители и есть люди со стороны, которые пытаются управлять нашей организацией. Тогда пусть они приходят и руководят железной дорогой.

В.П.: Сегодня в отраслевом комитете при ВР уже подготовлен проект закона о создании национальной комиссии по регулированию цен на транспортные перевозки. Также я разговаривал с Владимиром Бойко и предложил ему совместно доработать этот закон с тем, чтобы создать комиссию, которая будет регулировать тарифы, поскольку ни Минтранс, ни Кабмин не могут заниматься этими вопросами.

— Кто из олигархов больше всего пострадает?

З.А.: Мы зацепили интересы всем вам известных олигархов. В основном они представляют металлургическую промышленность страны. Это Виктор Пинчук, Игорь Коломойский, Ринат Ахметов, Сергей Тарута. Они не хотят уменьшать свои доходы и намерены обогащаться за счет государства.

В.П.: Нужно думать не о том, кому из олигархов будет плохо, а о государственной политике. Все должны быть в равных условиях — и олигархи, и не олигархи. Привилегий не должно быть ни у кого.

— Какие льготы могут остаться, а какие должны быть упразднены?

З.А.: Раньше льготы были у донецкой компании "Лем Транс". Сейчас мы инициировали их отмену. Теоретически льготные тарифы могут предоставляться частным операторам для того, чтобы дать им возможность развиваться.

В.П.: Надо уходить от всех льгот. Могу привести пример: когда существовал "Укртранслизинг", компания повысила свой уставный фонд, затем передала часть своих вагонов другим предприятиям, таким как "Лем Транс", "Металлург Транс" и т. д. Тарифы для этих компаний были снижены на 50%, затем они свои повысили на 30%, причем необоснованно. Если не контролировать предприятия со льготами, это приведет к тому, что в тень будет уходить большая часть доходов.

— На сколько, по-вашему, увеличится процент инфляции в стране после повышения тарифов на железнодорожные перевозки?

З.А.: Инфляция уже была раскручена до нас, и нужно понимать, что мы к этому отношения не имеем. Транспортная составляющая в цене продукции настолько невелика, что существенного увеличения цен ожидать не стоит. Например, по нашим расчетам, цена на продукты питания увеличится на 0,2%, продукцию машиностроения — на 2,1%.

В.П.: Мне сложно об этом говорить, да и не хотелось бы. К этим процессам нужно относиться очень осторожно.