Кто тасует карты?

Новая административно-территориальная реформа может стать наиболее масштабным проектом за все годы независимости. Из стадии разработки и обсуждения контурные карты и схема новой системы власти уже перекочевали в статус законопроекта. Его судьбу будет опре

Новая административно-территориальная реформа может стать наиболее масштабным проектом за все годы независимости. Из стадии разработки и обсуждения контурные карты и схема новой системы власти уже перекочевали в статус законопроекта. Его судьбу будет определять Президент и парламент.

В течение полутора десятка лет украинская власть неоднократно бралась за административно-территориальное реформирование страны. Этим занимались при Кравчуке и при Кучме. С этого начал свой президентский срок и Ющенко. Намерения изменить формат Украины в этот раз, по-видимому, подкреплены большим желанием. Тот факт, что главный ответственный за реформу — Роман Безсмертный — возведен в статус вице-премьера, — яркое тому свидетельство.

Инициаторы территориального реформирования находят в новом формате страны уйму преимуществ.

По планам, уже через год-полтора каждый украинец сможет получать все услуги не дальше чем за тридцать минут езды от своего дома. Количество районов уменьшится в два раза. Райгосадминистрации будут упразднены. Вместо них всю полноту исполнительной власти возьмут на себя советы и их исполкомы.

На сельском уровне планируется сформировать громады (минирайоны), численность которых будет составлять минимум 5 тыс. человек. Таким образом, в одну громаду могут войти несколько сел, руководить которыми будет один совет. Основным преимуществом такого разделения, по мнению авторов терреформы, является то, что все бюджетные ассигнования будут попадать к конечному адресату сразу и без лишних проволочек на высших уровнях.

В то же время, невзирая на все блага, у изменений есть армия противников. Они притаились, прежде всего, в самой власти. Многим, начиная от высшего руководства страны и заканчивая работниками ликвидируемых сельсоветов, такой реформаторский порыв не совсем по душе. Их нежелание реформироваться может спровоцировать шквал конфликтов на местном уровне. Споры будут возникать вокруг передела коммунальной собственности, земельных угодий, границ общин, появления новых налогов, передела бюджетного пирога.

А ликвидация администраций и советов просто чревата вспышками массовых протестов.

Не исключают возникновения конфликтных ситуаций и сами инициаторы реформы. "Сегодня основная ресурсная сила сосредоточена в области и районе, а завтра она переместится в общины, — отмечают эксперты Института гражданского общества. — Конечно, в результате влияние районного и областного начальства будет ослаблено. И это совсем не привлекательно для нынешних элит". Аналитики согласны с мнением, что основными "пострадавшими" от реформы будут чиновники разных уровней, от услуг которых государство захочет отказаться. Вместе с тем они не видят у чиновников реальных рычагов торможения реформы, а поэтому ждать революций и акций протеста на местах они не склонны. "Госслужащие на то и госслужащие, чтобы выполнять волю государства. Следовательно, если есть политическая воля у центральной власти, то реформе помешать никто не сможет", — резюмируют специалисты.

А вот мэр Ивано-Франковска Зиновий Шкутяк особого оптимизма не питает и ожидает огромного сопротивления нынешним инициативам. По его наблюдениям, саботаж будет на уровне всей местной бюрократии, независимо от того, кого она представляет — администрацию или самоуправление. "Вы ведь понимаете, что большая часть сельских и почти половина районных советов в случае успешной реализации территориальной реформы также будет ликвидирована. Соответственно, все чиновники в штыки воспринимают любые поползновения в этом направлении", — отмечает г-н Шкутяк. Ивано-Франковский мэр считает, что в данном случае необходимо проводить более масштабную разъяснительную работу и апеллировать к народу, а не муссировать эту тему только в верхах. За это время, по его мнению, чиновничья братия может сформировать остро негативное отношение к реформе у местного населения.

Противники реформы есть и в пропрезидентском таборе. Известный эксперт в бюджетных вопросах нардеп Валерий Асадчев предостерегает: "Ко всем новациям необходимо относиться с большой осторожностью. Есть опыт, когда упразднение райгосадминистрации спровоцировало не сокращение расходов, а наоборот — только увеличило их. Прежде всего, необходимо было выплачивать различные компенсации. А потом оказывалось, что возникает еще и необходимость строительства нового здания администрации, поскольку старое не вошло в границы района, и т. п.".

Сам Роман Безсмертный, понимая сложность ситуации, за несколько месяцев дискуссий значительно смягчил свою первоначальную позицию. Заявлений о ликвидации некоторых областей и разделении или укреплении других, которые потрясли общественность несколько месяцев назад, теперь не услышишь. Вице-премьер решил повременить с большим областным переделом, дабы не спровоцировать еще больший всплеск негодования региональных элит.

Еще сложнее ситуация выглядит на самом высоком уровне. Там территориальный передел тесно привязан к политической реформе, а противостояние в этом вопросе нарастает с каждым днем. Ведь реально терреформа может начаться не раньше, чем будут приняты поправки к Конституции, — законопроект 3207-1. А сегодня новая властная команда не скрывает своего слабого интереса к конституционным изменениям.

Острая критика будущих перемен прозвучала и из уст премьер-министра. Тимошенко, невзирая на договоренности с коллегами по коалиции "Сила народа", заявила, что предлагаемые принципы распределения полномочий между местной и центральной властью могут породить хаос в стране. По ее мнению, после реформы на местах не будет человека, отвечающего за то, что там происходит. Глава Кабмина отрицательно смотрит на идею сокращения прав местных администраций, поскольку советы практически станут коллективным органом управления исполнительной властью. Негодование Юлии Владимировны можно понять. Не за горами парламентские выборы, и от их результатов будет зависеть судьба правительства. Любые новации до выборов во многом ограничивают возможности влияния на местах, заложенные еще прежней властью.

В унисон с Тимошенко звучат идеи госсекретаря Зинченко, который предлагает выставить все предложенные конституционные реформы на народный суд путем проведения референдума. Эффективность этой процедуры украинцы хорошо помнят по опыту 2000 года.

Позиция премьера и Секретариата Президента близка к губернаторскому корпусу. Для каждого из председателей облгосадминистраций перспектива остаться символической фигурой, представляющей Президента в той или иной области, мало привлекательна. Без прежних финансовых возможностей этот пост утратит свою ликвидность. Поэтому противодействия всем планам следует ждать и с этого фронта.

Типичная структура доходной части бюджета местных советов украинской глубинки, %

Дотация

45%

Налог на доходы физлиц

25%

Плата за землю

11%

Фиксированный сельхозналог

9%

Местные налоги и сборы

5%

Единый налог с субъектов малого предпринимательства

4%

Другие сборы

1%

Всего

100%

Структура доходов сводного бюджета в 2004 году, %

Подоходный налог

18

Налог на прибыль

17,6

НДС

16,7

Налоги от внешнеэкономической деятельности

5

Другие налоги

6,9

Неналоговые поступления

24,2

Доходы от операций с капиталом

2,4

От иностранных правительств

0,3

Целевые фонды

1