Куда пойти, кому довериться

Отдавая предпочтение отечественным системам управления, взамен компании ожидают доступную цену, оперативность внедрения проекта и, в некоторых случаях, "подгонку" системы под особенности наработанных годами бизнес-процессов

Отдавая предпочтение отечественным системам управления, взамен компании ожидают доступную цену, оперативность внедрения проекта и, в некоторых случаях, "подгонку" системы под особенности наработанных годами бизнес-процессов

Основным клиентом отечественных разработчиков систем управления предприятия является государственный сектор. Связано это в первую очередь с поддержкой национальных производителей. Согласно отчету мировой аналитической компании Gartner Group, практически 50% мирового IТ-бюджета за 2004 год составляют расходы государственных учреждений. Также предпочтение отечественным разработкам отдают представители коммерческого сектора, в основном среднего и малого бизнеса. Крупные же компании могут себе позволить как зарубежные, так и отечественные разработки, и зачастую они готовы платить дороже и получить при этом максимум от систем автоматизации. Средние компании уже выросли из простых систем класса 1С, и им необходимы более масштабные разработки, которые как раз и могут им предоставить отечественные разработчики за приемлемую цену.

Ломать стереотипы или систему?

Почему выбор компании пал именно на отечественную разработку, мы спросили у Олега Михайлика, начальника отдела информационно-технического обеспечения ЗАО "ВинницаБытХим". На предприятии изначально было принято решение о внедрении именно отечественной системы управления. Речь о рассмотрении западных продуктов даже не шла. На это было несколько причин. Изначально немаловажным фактом, по рассказу Олега Михайлика, была дороговизна западных разработок, их внедрения и дальнейшей поддержки. Кроме этого, с отечественной компанией легче договориться о цене. Также возникало опасение того, что зарубежные ERP-системы рассчитаны на другие бизнес-процессы и стиль управления. "Мы же не планировали проводить реинжиниринг в компании. А зачем тратить кучу денег, если предприятие в итоге не сможет "переварить" систему", — подчеркивает г-н Михайлик.

Кроме того, руководство компании брало во внимание большое количество реализованных и успешно работающих проектов отечественных разработчиков. Это предоставляло возможность ознакомиться с опытом других предприятий и выбрать оптимальный вариант.

Немаловажным моментом был также нюанс временного присутствия разработчика на рынке. "Западный разработчик может в любое время уйти с рынка, а отечественным уходить некуда. Поэтому мы хотели застраховаться от того, чтобы не остаться один на один с закупленным ПО", — продолжает рассказ Олег Михайлик. В итоге предприятие закупило лицензии у компании "Галактика". В настоящее время внедрение еще не завершено окончательно, продолжается запуск новых модулей.

"Ломать" стереотипы с помощью отечественной системы IT-Предприятие решили в компании "Райз", предоставляющей сельскохозяйственные услуги. По рассказу Константина Трыкова, IТ-директора ЗАО "Райз", при выборе системы автоматизации предприятия, с одной стороны, анализировали соотношение цена/результат. С другой стороны, сроки, так как нужно было получить решение с требуемой функциональностью достаточно оперативно. По мнению г-на Трыкова, отечественные разработки могут конкурировать с западными по функциональности, по стоимости системы и стоимости специалистов поддержки, по скорости внедрения и реакции на запросы. Данная позиция сложилась вследствие использования зарубежной и отечественной систем. На момент проведения тендера в компании "Райз" эксплуатировались системы SunSystem и Payrol. Во время тендера рассматривались предложения от отечественных и западных систем, включая SAP и Oracle. В итоге была выбрана система IT-Предприятие. Трудности, которые возникали в ходе проекта, возникали не с системой, а с решением организационных вопросов, так как параллельно с процессом внедрения проводился реинжиниринг бизнес-процессов и создание единой информационной системы по холдингу. "Основной результат работы с IT-Предприятием — возможность анализа работы всех распределенных филиалов и дочерних предприятий в единой информационной системе, а также наведение порядка в бизнес-процессах", — подчеркнул Константин Трыков.

Привет из будущего

Эксперты рынка отмечают, что отечественные разработки являются "спасательным кругом" в ситуации, если компания нуждается в частичной автоматизации. Причем зачастую эта потребность возникает при нехватке средств на комплексную автоматизацию или же когда есть потребность, но нет времени. Подобное внедрение имеет два исхода — лоскутная автоматизация перерастает в комплексную или же заканчивается полным крахом и покупкой новой, более мощной системы автоматизации.

Как правило, компании с ограниченным бюджетом автоматизируют ключевые (жизненно важные) бизнес-процессы с ориентиром на будущее. Впрочем, "ориентир на будущее" не всегда является оптимальным выбором. Предприятие растет, растут и требования к внедренной системе, и зачастую она не справляется со своими функциями. Или же бывают ситуации, когда компания останавливает проект из-за нехватки средств, выделяемых на автоматизацию.

Подобный случай произошел в "Укртелекоме". Как рассказала Людмила Садыкова, начальник отдела автоматизированных систем ОАО "Укртелеком", в компании осуществлялся проект внедрения западной системы SAP R/3. Однако он оказался неуспешным "ввиду большой финансовой ресурсоемкости". В итоге была избрана система российского производства — Парус. "Сначала внедряли систему в генеральной дирекции, со временем — в филиалах. После R/3 мы больше не рассматривали западные системы, потому что доработка этих систем с учетом "национальных особенностей", как правило, стоит немалых денег", — подчеркнула г-жа Садыкова. ERP-система — это не просто программное обеспечение, это комплекс организационных мероприятий, когда предприятие соответствующим образом переформирует свои бизнес-процессы, свою структуру, чтобы отвечать требованиям системы. "Многие компании не хотят ломать структуру своего предприятия, а без этого внедрение системы невозможно. Это вопрос не программного комплекса, а скорее административный", — рассказывает Людмила Садыкова.

На сегодняшний день в "Укртелекоме" автоматизировано около 1 тыс. рабочих мест. По словам начальника отдела автоматизированных систем ОАО "Укртелеком", работать со специалистами компании "Парус" было достаточно легко. Все требования выполнялись вовремя. Основные трудности были внутреннего характера (речь идет о финансовом аспекте внедрения — покупке серверов, обновлении ПК и пр.).

Комментарии экспертов

В каких случаях компаниям экономически целесообразней ориентироваться на отечественные системы управления предприятием, а в каких — на западные, мы узнавали непосредственно у специалистов

Артур Федоренко, директор по развитию бизнеса корпорации "Парус":

— Не надо экономить на внедрении отечественной системы. Надо поэтапно ее внедрять. Заказчик должен трезво оценивать свои возможности, корректно формировать промежуточные итоги внедрения. Четко очерченные границы автоматизации позволяют корректно с привязкой к срокам выполнить проект. На практике заказчик достаточно часто меняет правила и требования по ходу внедрения, что влияет на сроки выполнения работ, заставляет корректировать смету затрат и оттягивает логическое завершение проекта, что всегда будет списано на внедренца, а это не всегда так. А сразу внедрять крупную систему западного образца так, как это хочется видеть заказчику, еще не удавалось никому.

Андрей Фомичев, директор департамента продаж ЦО корпорации "Галактика" в Украине:

— Я бы вообще так вопрос не ставил. Об экономии можно рассуждать, говоря о Gala и Fairy. Во-первых, сегодня у западных и отечественных систем функциональность по основным задачам практически идентична, посему экономический результат запуска у отечественных решений часто даже выше, чем у западных.

Во-вторых, западные системы тоже почти всегда запускаются по частям и не в полном объеме — следствие высокой стоимости проекта, слабой локализации системы под региональную специфику и отсутствия достаточного количества опытных консультантов.

Считаю, что экономически (имеется в виду не экономия средств, а достигаемый результат!) целесообразней ориентироваться на системы, произведенные в СНГ.

Олег Кравец, менеджер по работе с корпоративными заказчиками компании Ulys Systems:

— Могут конкурировать не системы, а поставщики. На словах каждый из поставщиков может говорить все, что угодно, а клиент, в свою очередь, будет воспринимать это по-своему. Но с уверенностью могу сказать, что западные системы пока еще стоят на голову выше. Сейчас отслеживается тенденция, что во всех крупных компаниях внедряются западные разработки. Отечественные компании пока не могут удовлетворить их запросы. Может, есть смысл отказаться от нескольких новых "мерседесов" и сэкономить средства на проекте?

Дмитрий Попинако, генеральный директор компании InnoWare:

— По моему мнению, отечественные разработки лучше выбирать в случае, когда необходима оперативная автоматизация какого-либо процесса на предприятии. При этом тратится минимум бюджета за быстрый период времени. Но если нужна ERP-система — альтернатив нет, только западное решение сможет удовлетворить все запросы компании.