Культ автомобиля

Автомобильная отрасль по праву является предметом национальной гордости японцев. Убедиться в том, что это значит на практике, "Инвестгазета" отправилась в город, который носит название самой крупной автомобильной компании Японии — Toyota city
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Автомобильная отрасль по праву является предметом национальной гордости японцев. Убедиться в том, что это значит на практике, "Инвестгазета" отправилась в город, который носит название самой крупной автомобильной компании Японии — Toyota city

Десять заводов, огромный выставочный центр, несколько сотен тысяч жителей — и все это дань одной марке. В Toyota city автомобили уже не просто средство передвижения, а эталон национальной гордости. Японцы большие патриоты — они любят свои автомобили, свое пиво и все то, что считают национальным достоянием. Так же и в случае с Toyota city, где культ автомобиля сделал город не просто промышленным центром, а настоящим достоянием японской нации.

Интересно, что в самих цехах автомобили производятся на фоне огромных анимационных стендов, на которых изображены комичные персонажи, машинки и дети. В цехах также можно увидеть цветы. Сам процесс производства происходит в несколько этапов — я видел уже завершающую стадию. На большом конвейере один за другим ползут "голые" кузова, к которым по очереди присоединяются отдельные части. За смену собирается около 346 автомобилей. На огромных цифровых табло высвечивается информация о количестве собранных авто, о том, сколько еще нужно собрать машин до конца смены, а также график отставания от производственного процесса и др.

Весьма специфически решается и проблема транспорта. Сотрудники того или иного завода для служебных целей используют специальные электромобили. В свободное время машины стоят в терминале и заряжаются. Данные о запасе хода каждого из них поступают в компьютер. Когда сотруднику необходима машина, он подает запрос в компьютер и получает специальный код и указание, какой из них можно воспользоваться. Примечательно, что даже на территории предприятия переходить дорогу можно только по специальным переходам. За время экскурсии (около трех часов) я ни разу не видел, чтобы кто-либо из сотрудников перешел дорогу вне пешеходного перехода.

В Японии автомобили любят не просто как средство передвижения, а как предмет национального достижения. Причем интерес к технике не только у взрослых. В шоу-руме мне пришлось осматривать тойотовские экспонаты вместе с целой группой детей. Школьники носились туда-сюда по всем залам со специальными тетрадями, в которые тщательно что-то записывали. Оказывается, они самостоятельно разбирались в технических тонкостях производства. Хорошо запомнился один эпизод, когда примерно десятилетний мальчишка стоял над макетом гибридного двигателя и с большим интересом изучал принцип работы сложного механизма.

Впрочем, увлечься в японском музее не мудрено. Ведь это в первую очередь место, где человек не просто смотрит, а непосредственно знакомится с тем или иным достижением. Поэтому музей Toyota напоминал скорее испытательный центр. В нем нет ничего такого, к чему бы нельзя было прикоснуться. И мало того — запустить, включить, испытать или поиграть. Даже самые старые экспонаты находятся в рабочем состоянии. Огромные ткацкие станки одним нажатием кнопки сразу приводятся в действие. И не удивляйтесь, что в автомобильном музее такая техника. Изначально Toyotа занималась именно ткацким бизнесом, и уже позже перешла на автомобилестроение.

Уважение к истории и старости у японцев в крови. Вне зависимости от того, идет ли речь об автомобилях или человеческих отношениях. Не случайно в ходе многочисленных бесед с сотрудниками компании я отметил одну деталь: в ответах на вопросы и решении проблем наиболее весомым является именно мнение старшего по возрасту.