Ледяное спокойствие

Декабрь не подтвердил опасений, что в период президентских выборов на рынке нефтепродуктов будут процветать спекуляции. Почвой для них, по мнению наблюдателей, могло стать некоторое послабление "ежовых рукавиц" госрегулирования в ситуации, когда все внима
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Декабрь не подтвердил опасений, что в период президентских выборов на рынке нефтепродуктов будут процветать спекуляции. Почвой для них, по мнению наблюдателей, могло стать некоторое послабление "ежовых рукавиц" госрегулирования в ситуации, когда все внимание будет приковано к эпохальным событиям в стране. С начала декабря цены не росли и даже, по разным оценкам, несколько снижались. Участники рынка и эксперты утверждают, что это связано с большим предложением продукта, а также со снижением мировых цен. По оптимистическим прогнозам, спокойствие будет длиться еще как минимум месяц

В декабре автомобилисты наверняка были приятно удивлены тем, что стелы АЗС не пестрили все более высокими ценами. Если еще месяц назад кто в шутку, кто всерьез говорил о необходимости запастись бензином впрок, то теперь об этом уже забыто. В целом отрасль работает как часы, производя топливо даже в большем объеме, чем необходимо рынку. Подкачать могут разве что обслуживающие бизнес отрасли, например, банки. Неким тормозом для рынка, по мнению исполнительного директора консалтинговой компании UPECO Сергея Куюна, все же стал финансовый сектор. Полной блокады, разумеется, не было, однако платежи замедлились, кредитование также затормозилось, а некоторые кредиты попросили срочно погасить.

По словам президента ООО "ТНК-ВР Украина" Александра Городецкого, ценовые движения на рынке могут возникнуть только как следствие дестабилизации финансовой системы страны в до- и пост-избирательный период. "Мы можем говорить о тенденции стабильной цены на ближайшие два месяца — декабрь и январь. Речь идет о стабилизации на том уровне, который сегодня представлен на розничном рынке Украины. Нефтяная отрасль на данный момент не является источником риска для роста цен на нефтепродукты", — сказал он. Но негативные тенденции в финансовом секторе отразятся и на других производителях товаров и услуг. Последствия ухудшения кредитной ситуации почувствовал на себе и крупный, и мелкий, и средний бизнес. У нефтяников же пока все проблемы решаемы, и причин для дестабилизации рынка нет, считает глава "ТНК-ВР Украина".

Рынок нефтепродуктов успокаивается, отметили в "НК "Альянс-Украина". До конца года резкого скачка цен на нефтепродукты не предвидится. Однако нефтяники предупреждают, что спокойствие возможно только при обязательном условии стабильности валютного курса, поскольку нефть покупается исключительно за доллары. Кроме того, стабильность на 90% зависит от стоимости нефти (именно такова доля стоимости нефти в стоимости нефтепродуктов), уверены в компании.

Директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова Владимир Сапрыкин считает, что участники нефтерынка продемонстрировали похвальную лояльность к властям и потребителям, не воспользовавшись неопределенностью для получения спекулятивных прибылей. Эксперт отмечает, что розница стабильна, и предпосылок для ценовых колебаний нет. Более того, в оптовом сегменте происходит снижение цен уже пару недель подряд.

В мире ситуация также развивается в сторону понижения. Теперь, в отличие от ситуации месячной давности, цена барреля нефти на ведущих биржах снижается. В середине прошлой недели падение в Нью-Йорке составило $1,3 за баррель (до $40,64 за баррель), в Лондоне — $1,52 (до $44,24 за баррель). Цены снижаются на фоне сообщений о повышении запасов нефти в США.

Действующая пошлина на экспорт нефти из России в настоящее время не соответствует мировым тенденциям, несколько отставая от них. С начала декабря пошлина находится на рекордно высоком уровне, превышающем психологический барьер в $100 за тонну.

Большинство экспертов и представителей компаний уверены, что нынешняя ценовая ситуация в Украине сохранится как минимум до середины января. Причины тому — низкий спрос при достаточном предложении продукта на рынке. Начало года — традиционное время для проведения ремонтных работ на нефтеперерабатывающих заводах. Поскольку спрос не пиковый, можно без риска для насыщенности рынка останавливать производство. Так поступил, в частности, Херсонский НПЗ, остановившийся на ремонт до середины января. В. Сапрыкин уверен, что к дефициту топлива это не приведет.

Следует отметить, что наверняка ситуацию разрядит и отмена Россией с нового года НДС на экспорт нефти в Украину. По меньшей мере, этот фактор поспособствует сохранению существующего на данный момент статус-кво на рынке. Снижения ожидать не стоит, ведь нефтяники уже отмечали: поскольку параллельно увеличен внутрироссийский налог на добычу нефти, это "погасит" понижающий тренд, которого следовало бы ожидать от отмены пошлины "в чистом виде". Сейчас российские нефтедобытчики пытаются узнать у своего правительства, как им платить этот налог, и пока не настанет ясности в этом вопросе, снижать цену предложения нефти для Украины точно не будут. Поэтому, как считает Сергей Куюн, цена нефти на январь, контрактование которой происходит сегодня, будет примерно на декабрьском уровне — $260-280 за тонну.

Что касается розницы, то С. Куюн отмечает, что с начала месяца произошло существенное падение. А-76/80 в период с 3 по 21 декабря снизился в цене с 2,67 до 2,64 грн. за литр, А-92 — с 2,83 до 2,80 грн., А-95 — с 2,96 до 2,94 грн., дизтопливо — с 2,78 до 2,77 грн. Этому способствовали низкие оптовые цены — с начала месяца, по данным UPECO, цена А-76/80 упала на 5% — до 2 980 грн. за тонну, А-92 — на 5,9% — до 3 142 грн. за тонну, А-95 — на 5,9% — до 3 244 грн. за тонну, дизтоплива — на 4,3% — до 3 018 грн. за тонну. Опт пополз вниз из-за рекордно больших запасов продукции НПЗ.

На конец первой декады декабря запасы украинских НПЗ достигли рекордного уровня — около 130 тыс. тонн дизельного топлива и примерно столько же бензина, что стало следствием стабильно высокой переработки и снижения потребления. Кроме того, ряд торговцев перед выборами запаслись продуктом, чтобы в случае скачка цен выбросить его на рынок на выгодных условиях. Однако стоимость топлива оставалась низкой, и от него пришлось срочно избавляться, что и спровоцировало обвал цен.