- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Либеральные ценности
25 марта, день принятия поправок к бюджету-2005, открывает новую страницу в истории украинского протекционизма — правительство и парламентарии отменили отраслевые льготы и преференции, предусмотренные соответствующими законами о стимулировании и поддержке отдельных отраслей. Логика действий власти в этом вопросе пусть и не бесспорна, но вполне очевидна. Отмена льгот позволяет Кабмину решить две проблемы: увеличить уровень поступлений в бюджет за счет увеличения базы налогообложения и ускорить вступление страны в ВТО, которое тормозилось, далеко не в последнюю очередь, из-за обвинений в необоснованном протекционизме отдельных отраслей.
Понять логику промышленников, отстаивающих льготы для своих предприятий, гораздо сложнее. По крайней мере с точки зрения экономики. Даже самый успешный протекционистский проект украинского крупного бизнеса — эксперимент в горно-металлургическом комплексе — оценивается весьма неоднозначно. Да, действительно, метзаводы и ГОКи сегодня являются локомотивом отечественного ВВП и приносят более 40% экспортных поступлений. Однако чем обусловлен этот успех — налоговыми льготами или ростом цен на металл на мировых рынках — спорят до сих пор. Более того, самим металлургам дела до этих дискуссий нет — для них непрямое дотирование превратилось в одно из препятствий для продвижения своей продукции на внешних рынках из-за обвинений в недобросовестной конкуренции и антидемпинговых расследований. Аналогичную позицию занимают и крупные экспортеры других отраслей.
Еще более запутанная ситуация в отраслях, ориентированных на внутреннего потребителя. Наиболее показательный пример — автопром. Несмотря на то, что отрасль получила значительные льготы около десяти лет назад, производители, в первую очередь Запорожский автомобильный завод, настаивают на продлении льготного периода. Их аргументы носят скорее социальный, нежели экономический характер. По мнению автомобилестроителей, ликвидация льгот отрасли приведет к консервации полномасштабного производства автомобилей и автобусов в Украине, свертыванию перспективных проектов и резкому сокращению работников предприятий. Аналогичную позицию занимают и сахаропроизводители, протестующие против намерения Кабмина уменьшить пошлины на импорт сахара-сырца. По их подсчетам, даже ввоз 20 тонн сахара-сырца может привести к закрытию одного отечественного завода. Массовый импорт сырья из Кубы и Бразилии вообще поставит 120 работающих сейчас предприятий на грань закрытия.
Подписывайтесь на наш Telegram каналОтделить зерна от плевел, в данном случае экономические проблемы от социальных, — задача, над которой власть бьется еще с начала 90-х. Пока безуспешно — достаточно вспомнить ситуацию с реструктуризацией многострадальной угольной промышленности, судостроения, авиастроения. Однако защита через протекционизм заведомо слабых (с экономической точки зрения) предприятий — занятие заведомо неблагодарное.
Защищать нужно сильных. Через отмену необоснованных заградительных барьеров на украинский экспорт, обеспечение быстрого возврата НДС, открытие торговых представительств при дипкорпусах Украины за рубежом. Направления работы "Инвестгазете" подсказывали сами производители. Наверняка и перед властью они молчать не будут.
То, что такой диалог возможен и может носить взаимовыгодный характер, буквально на прошлой неделе продемонстрировали отечественные производители курятины. Когда правительство, рассудив, что от протекционистских мер (запретительной пошлины на ввоз мяса) начало страдать население, решило дать зеленый свет импортному мясу, крупнейшие представители птицепрома пошли на переговоры. В результате был найден взаимовыгодный компромисс. На импорт мяса будут установлены индикативные цены в размере 600 евро/тонна и 10%-ная пошлина, что, в конечном итоге, уравнивает его стоимость с отечественным. Птичники, в свою очередь, готовы зафиксировать отпускные цены на уровне 10 грн. за 1 кг курятины. По заверениям власти, уже с 15 апреля украинцы смогут покупать курятину по 11-12 грн./кг.