"Лоббизм имеет несколько оттенков"

Выяснить "изнутри", как работает система власти, мы решили у чиновника, мимо внимания которого не проходит ни один документ в высшем органе исполнительной власти — Кабинете Министров. Тем более что министру Кабмина Анатолию ТОЛСТОУХОВУ опыта и знания рабо

Выяснить "изнутри", как работает система власти, мы решили у чиновника, мимо внимания которого не проходит ни один документ в высшем органе исполнительной власти — Кабинете Министров. Тем более что министру Кабмина Анатолию ТОЛСТОУХОВУ опыта и знания работы в коридорах власти явно не занимать — он работал в двух правительственных командах, был координатором парламентского большинства. Впрочем, сам г-н Толстоухов переход от публичной политики к "тихой" работе в Кабмине воспринял спокойно. Более того, именно работу в правительстве он считает "высшим пилотажем" в своей карьере

— Анатолий Владимирович, должность министра Кабинета Министров Украины считают одной из ключевых в правительстве. Насколько справедливо, с Вашей точки зрения, такое мнение?
— Ключевая задача министра Кабинета Министров состоит в контроле за качеством и своевременностью выполнения решений, которые принимает правительство, ставит Президент, которые есть в решениях Верховной Рады и т. д. Для решения этих задач предусмотрено и соответствующее контрольное подразделение КМУ. Сегодня также введены в министерствах и отдельных ведомствах должности первых заместителей министра или председателя госкомитета, который в то же время является руководителем аппарата.
Министр Кабинета Министров отвечает, кроме того, за работу секретариата КМУ. То есть все, что связано с обеспечением деятельности Кабмина, непосредственно премьер-министра Украины, вице-премьер-министров, а также поддержание связи с Администрацией Президента, Верховной Радой, с региональными администрациями — все это проходит через министра Кабинета Министров Украины. Условно говоря, эта должность сопоставима с генеральным штабом, если говорить о Министерстве обороны, или диспетчерским пунктом, если сравнивать с тепловой станцией.
Должность министра Кабинета Министров является ключевой в правительстве. Поэтому по положению министр приравнивается к вице-премьер-министрам.

— Часто ли Вам приходится выполнять какую-либо часть работы за других министров в процессе подготовки документов или решений КМУ?
— Не приходится и не хотелось бы. Потому что это уровень работы всего министерства. Задания секретариата на этапе подготовки правительственных решений состоит не в том, чтобы исполнять роль того, кто руководит. Наша главная задача — провести юридически грамотную экспертизу документов, чтобы на заседании КМУ, после рассмотрения на правительственном комитете, принималось решение, за которое никогда не будет стыдно, которое даст позитивные результаты.

— Кто является получателем документации, которая поступает из Администрации Президента?
— Указы Президента, как правило, приходят к премьер-министру, каждому из вице-премьеров, также некоторые поступают ко мне. Затем формируется определенный перечень поручений, которые непосредственно исходят из Указа Президента. Все поручения — обязательны для выполнения. Какими они могут быть по своей сложности? Разными. Подготовить проект закона — это одно, разработать проект положения — совсем другое.

— Открытость — одна из ключевых задач в реформировании системы власти, декларируемых Президентом и Кабмином. Предполагает ли Ваша должность возможность обращения граждан Украины к Вам с просьбой посодействовать в решении тех или иных вопросов?
— Работа с социумом в компетенции социального блока правительства, возглавляемого вице-премьер-министром Дмитрием Табачником. Наряду с этим секретариат КМУ в Доме правительства организовывает прием граждан. Сейчас эта работа также осуществляется на уровне министров. То есть министр или руководитель госкомитета лично раз в месяц принимает граждан в Доме правительства и, помимо этого, в своем министерстве. Секретариат Кабмина ведет статистику по приемам, контролирует качество рассматриваемых вопросов.
Кстати, 28 февраля на заседании правительства по итогам 2003 года одним из рассматриваемых документов будет как раз подготовленный секретариатом анализ обращений граждан к органам центральной и исполнительной власти.

— Был ли для Вас безболезненным переход от парламентской работы в Кабмин?
— Я понимал, куда шел, я сознательно принял решение о переходе на другую должность. Поэтому сегодня говорить о том, что мое решение было непростым или болезненным, не приходится.

— Можете ли Вы для себя отметить какие-либо особенности работы в командах Валерия Пустовойтенко и Виктора Януковича? В какой из периодов Вам было сложнее?
— Это разные команды. Разные, потому что, во-первых, это правительство коалиционное, во-вторых, у правительства есть поддержка в парламенте, в-третьих, опыта у меня лично стало больше.
Сейчас я не могу проводить параллели, когда было труднее. В Кабмине работа всегда остается ответственной и тяжелой, не с точки зрения физической, а с точки зрения умственной и психологической нагрузки. Тут больше нагрузки, нежели в парламенте. Но как по мне, так этому нужно только радоваться. Это, знаете, как летчик, который сначала летал на простых самолетах, потом пересел на сверхзвуковые, а затем ему предложили космический аппарат.

— Как Вы относитесь к лоббированию различных вопросов в Кабмине? К Вам, наверное, тоже часто обращаются с подобными просьбами. Вот недавно народный депутат Черновецкий просил Вас разобраться с "Киевпочтой" из-за ее отказа распространять какую-то газету…
— Это приблизительно звучит так, как если бы сказали, что через мост за день проезжает множество автомобилей. Так мосты для этого и существуют. А если есть интересы, то их необходимо проводить через правительственные решения, это обычная практика лоббирования. Только есть лоббистские интересы, которые вписываются в законодательство, в общегосударственный интерес, и такие, которые противоречат этому. Слово "лоббизм" имеет несколько оттенков.
Что касается письма-обращения в КМУ Черновецкого по поводу того, что на "Киевпочте" не решается один из вопросов, то на заседании правительства оно не рассматривалось. Лоббизма я тут никакого не вижу. Пусть эти проблемы "Киевпочта" решает с Омельченко, а не через правительство.