Лучше быть богатым и здоровым

Ну почему МВФ не дает нам денег? Этим вопросом последние три месяца мучаются журналисты и власть. Ведь мы назначили на главный исполнительный пост страны любимца всех международных финансовых организаций. Практически избавились от вечного внутреннего оппо
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Ну почему МВФ не дает нам денег? Этим вопросом последние три месяца мучаются журналисты и власть. Ведь мы назначили на главный исполнительный пост страны любимца всех международных финансовых организаций. Практически избавились от вечного внутреннего оппонента всяческим реформам в лице Верховной Рады — теперь она с нами заодно. Делаем мало­мальские подвижки, чем-то напоминающие продвижение к цивилизованному рынку. В конце концов — выполняем буквально все, что написано в меморандуме МВФ. А они бесконечно повторяют — не верим. Еще и придираются к мелочам

ПРОСТО ЭТО КОНЕЦ той игры, в которую Украина и Валютный фонд играют уже много лет — мы делаем вид, что осуществляем рефор­мы, они делают вид, что нам верят. МВФ приобретает качественно другие очертания с абсолютно другими зада­чами и функциями. Из мирового креди­тора — строгого, но справедливого, он превращается в экономический "крас­ный крест", призванный помогать си­рым и убогим. С его перестройкой нам также необходимо будет изменить свое отношение к этой финансовой организации.

Первая встреча и сотрудничество украинцев с Международным валют­ным фондом были похожи на взаимо­отношения аборигенов с европейцами, обучающими их стрельбе из ружья. Ум­ные и развитые финансисты предложи­ли бедной и глупой Украине в качестве средства экономического развития стабилизацию отечественной валюты. Для нас это было открытием — на место гиперинфляции, когда цены менялись быстрее, чем мы входили и выходили из магазинов, пришла какая-никакая стабильность. Но аборигенам тоже ка­жется, что ружья стреляют сами по се­бе — они не задумываются о существо­вании патронов и о том, что ружье — это результат деятельности цивилизации. Продукт ее развития. Таким образом, наши отношения с МВФ начались с конца. Тогда как украинская экономика могла быть реформирована только эволюционно — нас нужно было учить азам, постулатам рыночной экономи­ки. Постепенно развиваясь в правиль­ном направлении, мы бы смогли полу­чить нужный МВФ результат — стабили­зировать национальную денежную еди­ницу.

Но у МВФ нет такой задачи. Его цель — обеспечить минимизацию рис­ков для тех финансовых потоков, кото­рые будут поступать к нам с Запада в виде инвестиций. В таком поведении нет предвзятости или злого умысла. Просто главные доноры МВФ — США и европейские страны до последнего времени считали, что дальнейшее раз­витие мира, а значит и его процвета­ние лежит в плоскости глобализации экономики. Что подтверждалось ре­альной глобализацией финансов. За два последних десятилетия денежные системы большинства стран переста­ли быть замкнутыми, все больше во­влекаясь в мировые финансовые пото­ки и приобретая все большую зависимость друг от друга. Нейтрализовать негативные последствия в случае обвала одной из составляющих для всей мировой финансовой системы при­зван был МВФ. Возможно, финансис­ты видели свою задачу слишком упро­щенно, начиная работу с развивающи­мися или бедными странами со стаби­лизации местных денежных единиц, возможно, глобализация финансов -это не путь достижения всеобщего процветания — что бы ни являлось при­чиной, сейчас главные доноры МВФ по-другому видят предназначение этого института. Главной причиной из­менения их взглядов стали последние финансовые кризисы в Азии и России, которые Валютный фонд "просмот­рел". Кроме того, к пересмотру страте­гии и задач МВФ их подвели и причины внутреннего характера. США уже не видят возможности и необходимости "подтянуть" экономику развитых и бедных стран до приемлемого уровня. С позиции самой богатой и развитой страны они готовы помогать бедным. Фактически, меценатствовать, разда­вая милостыню. Их инвесторы, обжег­шись на Азии и России, не готовы рис­ковать в дальнейшем своими капита­лами ради получения быстрых и боль­ших дивидендов. Скорее наоборот -финансовые потоки будут повернуты на развитие внутри собственной стра­ны таких перспективных рынков, как телекоммуникационный, информаци­онный, космический.

Сейчас, когда внутри МВФ факти­чески происходят революционные из­менения, когда из глобального креди­тора, контролера и советчика Фонду предстоит превратиться в экономичес­кий "красный крест" — для Украины нет другого выбора, как менять свои отно­шения с ним. Наравне с другими стра­нами придется доказывать, что помощь (финансовая) нам необходима для то­го, чтобы преодолеть нищету, поднять жизненный уровень населения. Конеч­но, это будут уже совсем другие суммы, исчисляемые максимум сотнями мил­лионов долларов. Хотя, зная американ­цев, можно ожидать и товарного фи­нансирования. От нас не станут требо­вать бездефицитных бюджетов и уско­рения приватизации. Деньги будут да­вать из милосердия и политической не­обходимости. Для того, чтобы их полу­чить, Украине нужно быть бедной и по­литически нестабильной. Еще и оспа­ривать свою бедность в сравнении с другими, стоящими в той же очереди.