Игорь Ляшенко призывает правительство обратить внимание на потребителя и помочь ему создавать платежеспособный спрос в стране. Тогда и бизнесу будет легче
Американцам собираются выплачивать до 4,5 тысячи долларов, если они избавятся от автомобиля, расходующего более 13 литров на 100 км, и заменят его на более экономичный. В Германии уже дей-ствует правило, когда при замене старого авто на новое владельцу государство компенсирует пару тысяч евро. Эта льгота оказалась крайне эффективной. На фоне катастрофического падения спроса на автомобили во всем мире в Германии продажи даже увеличились.
На автомобильном рынке серьезные перемены. Рушатся американцы. Когда-то бытовала поговорка: что хорошо для "Дженерал Моторс" — то хорошо для Америки. Забыли. Проехали. Оказалось, что GM никого не интересует. Компания идет на банкротство и, скорее всего, выйдет из него раздробленной на несколько более мелких, потеряв ряд моделей и брендов. То же самое с "Крайслером". Компания, которую усиленно спасал Ли Якокка, а потом написал об этом знаменитую книгу, тоже банкротится.
А что у нас?
Наши покупатели авто делали это за кредитные деньги. Теперь они этого делать не могут. В результате — падение продаж даже не на проценты, а в разы. И никаких банкротств. Парламент всеми силами пытается помочь нашим автопроизводителям, устанавливая заградительные пошлины на импорт. Но это не помогло ничуть. Потому что у людей нет денег ни на какой автомобиль — ни дорогой импортный, ни на чуть более дешевый отечественной крупноузловой сборки. А и то — гражданин, зарабатывающий около тысячи долларов в месяц (а именно такие люди создали прошлогодний бум на авторынке), без кредитной поддержки может свободно купить разве что велосипед. Денег не хватит ни на "Ланос", ни на "Мерседес".
Автомобильный рынок — это, конечно, частности. Хотя он является серьезным индикатором состояния экономики в целом. Базовая отрасль, от которой зависит очень много. Суть дела — в подходах к удержанию на плаву базовых секторов экономики.
Развитые капиталистические экономики давно для себя определили: хочешь поддержать какую-то отрасль — поддержи потребителя товаров этой отрасли. В Европе, Америке вся системная господдержка ориентирована на потребителя. Кризис заставил их правительства ситуативно вливать средства в терпящие бедствия компании. Деньги пошли в крупные банки, страховые компании. То есть туда, где появилась угроза разрушения всей финансовой системы страны.
Системная же поддержка идет людям. Один пример — автомобили. Такие же схемы работают по продвижению в массы интернета, цифрового телевидения. Особо бедные получают от государства талоны на питание, тем самым поддерживается производитель и продавец продуктов. Система поддержки работает для нуждающихся в жилье.
А что делает наше правительство?
Его возможности невелики, но оно поддерживает не тех, кому надо жилье, а тех, кто его строит. Про автопроизводителей я уже говорил. Бессмысленные с точки зрения бизнеса и экономики банки-банкроты получают огромные деньги, которые будут разворованы, вместо того, чтобы просто раздать эти деньги тем, кому эти банки должны.
Вот я и призываю наше государство. Все равно деньги тратятся. Давайте потратим их на то, чтобы люди создавали спрос на рынке. Тогда и бизнесу будет легче.