- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Малый рынок с большими амбициями
Продажи TFT(LCD)-мониторов в Украине составили 38 тыс. шт. за 2002 год. В 2003 году этот показатель планируется, по крайней мере, удвоить. На момент выхода номера стало известно, что компания Sony официально объявила о прекращении производство всех своих 17 и 19-дюймовых ЭЛТ-мониторов к 31 марта этого года. Вместо этого она переключится на жидкокристаллические мониторы. О вытеснении ЭЛТ-мониторов жидкокристаллическими с нашего рынка пока рано говорить. Однако они довольно быстро увеличивают свою долю
Язык цифр
Первые четыре места по поставкам мониторов на украинский рынок занимают следующие компании: Samsung, LG, Hansol и Sony. К сожалению, нам не известно ни одно независимое исследование, располагающее точными данными о рынке мониторов вообще и LCD-мониторов в частности. Поэтому приходится ориентироваться на неполную, иногда противоречивую информацию самих поставщиков.
LCD или ЭЛТ?
ЭЛТ(CRT)-мониторы основаны на электронно-лучевой трубке (Cathode Ray Tube), технология которой была изобретена еще в 1897 году.
Аббревиатура LCD (Liquid Crystal Display) переводится как
жидкокристаллический (ЖК) дисплей. С 1971 года эти дисплеи используются в различных устройствах: от наручных часов до мобильных телефонов.
Отдельные LCD-мониторы (до этого LCD-дисплеями уже оснащались ноутбуки) появились в 1994-1995 годах. Диагональ их составляла 9,5", а стоимость — $3000. Естественно, редко кто мог позволить себе такую дорогую игрушку, и объемы рынка этих мониторов были невелики. К 1997 году ЖК-мониторы с диагональю 12" (самый популярный размер диагонали в то время) уже стоили порядка $1200. До 2001 года самыми массовыми стали LCD-мониторы с диагональю 15", их розничная цена опустилась до $370-600. Сейчас самые дешевые ЖК-мониторы можно купить по цене порядка $300.
В ЭЛТ-мониторах видимый размер экрана меньше его указываемого диагонального размера. Это означает, что если в 17" мониторе видимый размер экрана составляет 16", то он вполне сопоставим с 15" ЖК-монитором. Если, к тому же, и цена их почти на одном уровне, чаши весов потребителя начинают колебаться.
Но главное преимущество — меньшая опасность для здоровья от электромагнитного излучения и мерцания экрана.
Правда, по качеству самого изображения многие LCD уступают ЭЛТ-мониторам.
Это относится, в первую очередь, к появлению "мертвых" точек и, подчас, неадекватной передаче цветов TFT-мониторами. Впрочем, технология развивается очень быстро, и сейчас уже говорят, что по качеству изображения новые (не из самых дешевых) модели TFT уравнялись с ЭЛТ.
На данный момент основными группами ЭЛТ и TFT-мониторов, борющимися за покупателя, являются, соответственно, 17" ЭЛТ и 15" TFT. Как уже отмечалось, они почти соответствуют как по цене, так и по видимому размеру экрана. Практически все такие мониторы относятся к потребительскому классу ("для дома и офисных работ")
В компании MTI (дистрибьютор фирм Samsung, Sony и эксклюзивный дистрибьютор Hansol) считают, что через официальные каналы в 2002 году в Украину завезено 720-740 тыс. шт. мониторов всех видов. Представительство LG оценило общие продажи мониторов за год в 750 тыс. шт., среди них LCD — 38 тыс. шт. Таким образом, доля LCD в общих продажах мониторов в Украине составляет около 5% (в 2001 году эта цифра равнялась 3,5%, прогноз на 2003 год — 10%). Для разных производителей соотношение LCD— и ЭЛТ-мониторов неодинаково: например, для мониторов Hansol оно составляет 1:10 (информация фирмы MTI), тогда как среди мониторов Sony продажи LCD составляют 51% (по данным представительства Sony).
По словам менеджера по IT продуктам представительства LG Electronics Евгения Легкоступа, на конец 2002 — начало 2003 года доли рынка TFT-мониторов равняются: Samsung — 47%, LG — 18%, Sony — 15%, Samtron (торговая марка фирмы Samsung) — 8%, Hansol — 2%, остальные — 10%. Тогда как в компании MTI сообщили, что доля представляемой ею компании Hansol на рынке TFT-мониторов Украины за 2002 год составила 4,74% (если исходить из все того же общего объема этого рынка в 38 тыс. шт.)
Среди самих TFT-мониторов подавляющее большинство продаж — мониторы с диагональю 15" (минимальной сейчас на рынке мониторов): например, для LG это 90,7%, и даже у Sony, у которой традиционно дорогостоящие модели составляют сравнительно больший процент продаж, 74% проданных в 2002 году LCD-мониторов имели диагональ 15 дюймов.
Кто покупает
Вследствие особенностей ЖК-мониторов, их продажи с самого начала ориентировались на корпоративных покупателей. В самом деле, высокая цена и относительно низкое качество изображения отпугивали частных потребителей. В то же время на предприятиях, где сотрудники вынуждены просиживать рабочий день перед экраном монитора, безвредные для здоровья LCD-дисплеи — оптимальный вариант. Например, для беременных женщин работа за ЭЛТ-мониторами часто считается недопустимой. Также, при использовании в некоторых сферах, где нежелательно, чтобы экран был виден кому-то, кроме непосредственного оператора (как банковское, брокерское дело), такой недостаток TFT, как малый угол обзора, превращался в достоинство.
Впрочем, скорый переход украинских корпораций и фирм на LCD крайне сомнителен. По меньшей мере до того, как TFT-мониторы основного уровня (лишенные недостатков, присущих нынешним бюджетным LCD) не подешевеют до цены, почти равной аналогичным ЭЛТ, чувствительные к ценам украинские фирмы будут ориентироваться на последние. Косвенно это подтверждает и блиц-опрос (см. ниже), проведенный нами среди специалистов компьютерного обеспечения офисов компаний, считающихся состоятельными (банковская, страховая отрасли, мобильная связь).
В 2000-2001 году, в связи с падением цен, в Украине и России на TFT-мониторы стали обращать внимание частные потребители. В 2002 году, при продолжающемся удешевлении (хотя и не столь резком), интерес к LCD (можно даже назвать его ажиотажем) только подогревался. За это время многие производители (Sony, Samsung) и дистрибьюторы (к примеру, Unitrade) провели различные маркетинговые акции по продвижению TFT-мониторов. Так как подобные действия совершенно очевидно ориентированы на массового (некорпоративного) потребителя, можно говорить о встречном обострении интереса продавцов к частным покупателям.
Действительно, по словам менеджера отдела розничных продаж компании MTI Алексея Фадеева, тенденция по увеличению некорпоративного сегмента рынка очевидна. Сейчас соотношение "частников" к "корпоративщикам" примерно 4:6, но выравнивание в пользу частных потребителей продолжается.
Тенденции
Для производителей, без сомнения, выгодно вытеснение ЭЛТ-мониторов жидкокристаллическими. Во-первых, это стимулирует многих потребителей к скорейшей замене имеющихся у них мониторов на новые. Во-вторых, поскольку TFT-мониторы все еще дороже ЭЛТ, то продажа одного TFT-монитора фактически равнозначна продаже полтора-двух ЭЛТ-мониторов. Например, в Украине в 2002 году 5%-ная доля ЖК-дисплеев в количестве всех проданных мониторов обеспечила им 13% долю рынка в денежном выражении (по информации представительства LG). Следовательно, в нашей стране, как и во всем мире, следует ожидать всевозможных усилий поставщиков для стимулирования продаж LCD. Можно предположить даже искусственное ограничение предложения и повышение цен на ЭЛТ-мониторы, хотя широкая конкуренция на этом рынке и делает такой шаг затруднительным.
На данный момент, все же, основным обстоятельством, определяющим объемы продаж, остается динамика цен. Показателен 2001 год, когда TFT-мониторы подешевели почти в 2 раза. Вследствие этого спрос возрос настолько, что в первой половине 2002 года цены стабилизовались и даже чуть возросли, и только во второй половине года опять пошли на убыль.
Дальнейшее падение цен (а значит, и увеличение продаж) зависит от снижения себестоимости производства TFT-мониторов, которая все еще выше, чем у ЭЛТ. По оценкам Тайваньской ассоциации развития стекловолоконно-оптической промышленности и технологии (Photonics Industry & Technology Development Association, PIDA), сейчас себестоимость, скажем, производства 17" ЖК-панели составляет $230-240, при оптовой цене $260. К концу года снижение себестоимости позволить довести оптовую цену до $220 (предполагаем, что таким образом в Украине минимальная цена на 17" LCD, а сейчас это $480-500, сможет дойти до $440-460). Снижение же оптовой цены 15" моделей до $150, возможно, позволит им подешеветь на нашем рынке ориентировочно до $250 за модели начального уровня. Как видим, ожидаемое удешевление не столь уж сногсшибательно. И хотя совершенно ясно, что рынок TFT будет расти и дальше, то, удастся ли ему увеличить свою долю в общем рынке мониторов в 2 раза (с 5 до 10%), вызывает сомнения.
Комментарии
Александр Тен, менеджер отдела дистрибуции компании MTI:
— Еще в 2001 году LCD всех диагоналей относились к сегменту специальных мониторов, соответственно, не являющимся массовым. Данный сегмент составлял 3% рынка мониторов и включал в себя LCD-мониторы, ЭЛТ-мониторы выше 19", профессиональные мониторы, touchscreen устройства, 3d мониторы и т.д. Таким образом, можно предположить, что в 2001 году объем продаж LCD в Украине составил 4 500 единиц. Уже в 2002 объем продаж LCD составил 5% или 38 000 ед.
Рост спроса на LCD, в первую очередь, обусловлен расширением, дифференциацией ассортимента и резким снижением закупочных цен. Также увеличилась маркетинговая активность в продвижении данного продукта.
Игорь ЛЫСЕНКО, сеть магазинов розничной продажи техники Unitrade, маркетинг-менеджер направления ПК:
— По состоянию на январь 2003 года, объем продаж TFT мониторов в сети салонов Unitrade, составил 32% от общего объема продаж мониторов, а в прошлом году аналогичный показатель составлял всего 23%.
TFT-мониторы за минувший год практически полностью избавились от своих "детских" болезней, присущих им инерционности при передвижении окон по экрану и прокрутки текста, маленького угла обзора, жестких цветов и т.д. Наряду с этим, обладая явными преимуществами перед ЭЛТ-мониторами в компактности, безопасности и четкости изображения, LCD-мониторы имеют прекрасные шансы на смещение потребительского спроса в их сторону. Если раньше TFT-мониторы были привилегией только весьма обеспеченных людей, то с падением на них цен от 5 до 12% в течение года они становятся все более доступными широкому кругу пользователей.
Комментарии
Андрей Бегунов, Начальник управления Телекоммуникационных систем АППБ АВАЛЬ:
— В офисе нашей компании сейчас 95-98% мониторов — ЭЛТ. В ближайшем будущем TFT-мониторы если и будут закупаться, то в небольших размерах — 1-5% от общего объма закупки. Переход на них полностью пока не планируется. Лично мое отношение к TFT однозначно положительное.
Сергей Деревянко, Начальник отдела компьютерного оборудования и сетей Украинской страховой компании "Гарант-АВТО":
— Соотношение мониторов TFT и ЭЛТ в офисе на данный момент приблизительно 1 к 100. Закупки планируются, но постепенные, по мере удешевления TFT и замены текущего парка техники. Мое отношение к идее использования TFT-мониторов в офисах положительное (размер, безопасность, энергопотребление). Однако пока качество мониторов нижнего ценового диапазона (столкнулся на этом с Samsung 171С) оставляет желать лучшего… Причем по гарантии менять не хотят — говорят это в пределах нормы! (Нижняя половина изображения в 2 раза светлее верхней, и эта разница настройками не убралась…).
Второй экземпляр был лучше, но тоже не без изъянов — с темной полосой вверху…
Валерий Романовский, начальник Управления информационных технологий ЗАО "Киевстар Дж.Эс.Эм.":
— Сейчас соотношение TFT и ЭЛТ мониторов 1:15 в компании по всей Украине. Закупки TFT-мониторов планируются. Это десятки, возможно — сотни в ближайшие пару лет. Переход полностью с ЭЛТ на TFT возможен, как только цена/качество TFT-мониторов достигнет значения ЭЛТ-мониторов. Пока же TFT — хорошее решение только там, где это действительно обосновано.