МаслоЖИРНАЯ команда

В течение нескольких последних лет отечественная масложировая отрасль переживает настоящий бум. О желании освоить, а то и перекроить этот рынок заявили не только сверхмощные международные корпорации, но и ряд отечественных игроков. Понять их напористость

В течение нескольких последних лет отечественная масложировая отрасль переживает настоящий бум. О желании освоить, а то и перекроить этот рынок заявили не только сверхмощные международные корпорации, но и ряд отечественных игроков. Понять их напористость несложно. Украина входит в тройку крупнейших производителей подсолнечника в мире. Соответственно, переработка семян дает возможность контролировать до 40% мирового рынка подсолнечного масла

Производство растительного масла в Украине всегда считалось довольно успешным бизнесом. Страна еще со времен СССР владела мощной перерабатывающей инфраструктурой. С середины 90-х годов отрасль преодолела спад, и объемы производства маслосемян начали возрастать. Излишки урожая без проблем экспортировались, но это не очень нравилось внутренним переработчикам. Крупные масложирпредприятия были заинтересованы в дозагрузке своих мощностей и не могли спокойно наблюдать за оттоком сырья. Такое положение дел требовало решительных действий. Во-первых, необходимо было ограничить беспрепятственный вывоз семян. Этого со временем удалось достичь путем введения экспортной пошлины и отмены давальческих схем. Во-вторых, увеличение переработки требовало мощной инвестиционной подпитки — как никогда актуальной стала необходимость технологической модернизации масложировых предприятий. И ситуация начала меняться.

Зарубежные и отечественные инвесторы один за другим приходили в привлекательную отрасль. И уже через пару лет маслобойный сектор Украины стал показательным примером и предметом особой гордости для аграрных чиновников страны. Масштабы реконструкции предприятий и роста перерабатывающих мощностей дали основания считать отрасль одной из самых успешных. По мнению экспертов, основным стимулом активных вложений в сектор является стабильно высокий экспортный спрос на подсолнечное масло. Только за последние пять сезонов экспортные поставки этого товара увеличились в пять раз. По итогам 2003-2004 маркетингового года из страны было вывезено 1 млн. тонн подсолнечного масла на общую сумму $600 млн. Вдобавок к этому на экспорт было отправлено более 1 млн. тонн шрота, что позволило дополнительно выручить около $100 млн.

Немаловажное значение в становлении отрасли имеет также динамика развития внутреннего рынка растительных масел. С ростом потребительского спроса и увеличением объемов производства в смежных секторах пищепрома потребление подсолнечного масла в стране за несколько лет возросло с 7,5 до 11 кг в год на человека. На рынке появилось около 30 торговых марок фасованного растительного масла, некоторым из них удалось за короткий срок добиться статуса национальных, а то и международных брендов.

В профильной ассоциации "Укроліяпром", куда входят практически все производители масла, с гордостью говорят о положительных тенденциях в отрасли. Там уверены, что приход на рынок мировых грандов агробизнеса подстегнул и отечественного инвестора. Теперь результаты такого соперничества сложно переоценить. В свою очередь эксперты рынка не советуют разделять операторов на "своих" и "чужих", поскольку транснациональные аграрные компании уже давно обзавелись в Украине дочерними предприятиями, а украинские агрохолдинги активно привлекают в отрасль иностранный капитал.

"Легионеры" масляного рынка

Одной из первых пришла на украинский рынок и решилась на крупные вложения в производство компания "Каргилл". Выбор знаменитых инвесторов пал на один из центров отечественной тяжелой промышленности — Донецк. В сознании обывателя этот город ассоциируется с угледобычей и металлургией, но, как оказалось, это не помешало ему стать еще и центром отечественного пищепрома. Амбициозные иностранцы решили начать все с нуля. Всего за два года они построили один из крупнейших перерабатывающих комплексов в СНГ (Cargill Industrial Complex) общей стоимостью $50 млн., вернуть которые инвесторы запланировали в течение пяти лет.

Торжественный запуск завода "АТ Каргилл" был осуществлен в 2000 году. Новый МЭЗ стал первым проектом, реализованным в рамках специальной экономической зоны "Донецк". Американская компания с успехом стала продолжать на своем украинском предприятии западные традиции. Вскоре завод вышел в лидеры отечественного производства растительных масел. По итогам прошлого сезона "АТ Каргилл" выпустил 190 тыс. тонн продукции, а это практически шестая часть всего производства масла крупными отечественными масложирпредприятиями.

Еще один крупнейший агрохолдинг с мировым именем — Bunge — начал осваивать маслопроизводство в нашей стране чуть позже. Захват значительной доли рынка был осуществлен им в 2002 году. Тогда уже известная не только в Украине, но и далеко за ее пределами торговая марка "Олейна" и Днепропетровский МЭЗ, выпускающий ее, обрели нового хозяина. Для Bunge покупка украинского лидера в производстве фасованного масла имела большое значение, если учесть, что около 70% "Олейны" отправляется на экспорт. Днепропетровский маслоэкстракционный завод — одно из старейших предприятий отрасли, занимающееся преимущественно глубокой переработкой сырья и выпуском рафинированного масла, спрос на которое стабильно увеличивается. Еще до поглощения Bunge на МЭЗ активно занимались модернизацией производства — в 1995 году руководство предприятия решило с целью полномасштабного технического перевооружения привлечь иностранные инвестиции и получить кредиты ЕБРР. Масштабная реконструкция завершилась в начале 1998 года, тогда с конвейера нового цеха и сошла первая бутылка масла "Олейна". В этом году завод снова проводит частичную реконструкцию.

Но амбиции Bunge распространяются не только на Днепропетровск. Европейский филиал компании на паритетных началах с кипрской Eston Corporation создали совместное предприятие с целью строительства маслоперерабатывающего комплекса в Ильичевском порту. Цеха нового завода будут вплотную примыкать к портовому терминалу, уже находящемуся в собственности Eston Corporation. Планируется, что это предприятие с 2005 года будет выпускать только сырое масло, предназначенное для экспорта в Европу, на Средний Восток, в страны Средиземноморья и Северную Африку. Произведенная заводом продукция будет продаваться в секторе "B2B". В случае успешной реализации этого проекта Bunge имеет шанс закрепить за собой статус главного производителя растительного масла в Украине.

Свои вертикальные интеграторы

Кроме так называемых "иностранцев", на украинском масложировом рынке действует целый ряд компаний с украинской пропиской. Наиболее стремительный взлет в этом бизнесе продемонстрировали "КМТ", "Кернел Групп", "Евротек", "Зерноторговая компания". Все эти операторы имеют вертикально интегрированную структуру производства. Система элеваторов, свои сельхозхозяйства, торговые дома дают им огромные конкурентные преимущества за счет гарантированных поставок и экономии на издержках, в первую очередь связанных с транспортом.

Группа "КМТ" является крупнейшим производителем растительного масла в западной части страны. В состав компании вошли Винницкий и Черновицкий масложировые комбинаты — самые мощные предприятия к западу от линии Киев — Одесса, выпускающие до 10% объемов масла, производимого в Украине. В истории становления "КМТ" было несколько этапов. Ее деятельность началась в 1992 году с торговых операций через брокерскую контору на Московской товарно-сырьевой бирже. Потом компания приступила к освоению давальческой схемы и стала продуктивно ее использовать на масложиркомбинатах. Параллельно "КМТ" формировала свою заготовительную и сбытовую структуру, в которую вошли хлебоприемные предприятия нескольких областей, представительства в городах Украины, России, Молдовы, Кыргызстана и Чехии.

В последнее время "КМТ" активно заявляет о себе и на рынках соседних стран. В 2004 году она приобрела 50% акций ОАО "Ставропольский МЖК", а еще 50% взяла в управление. По словам руководства российского представительства компании, "это первый актив украинской группы в России, однако компания планирует купить аналогичные предприятия в Самаре и Воронеже". Целью данных приобретений "КМТ" является географическая диверсификация бизнеса компании и закрепление ее конкурентного преимущества на рынке.

Предприятие "Евротэк" начало свой бизнес в 1995 году с импорта дизельного топлива. Сельхозпроизводители тогда активно выменивали свой урожай на солярку. Но, учитывая плачевное состояние отрасли, у компании в скором времени появилось много должников, чьи активы она вынуждена была скупать. В 2000 году "Евротэк" установил контроль над Приколотнянским маслоэкстракционным заводом. А уже через год было принято решение о приобретении близлежащего Волчанского МЭЗ. Общая мощность приобретенных предприятий составляла около 300 тыс. тонн семян в год, что уже позволяло громко заявить о себе на рынке растительного масла.

Но избранная стратегия развития предприятий требовала от новых хозяев дальнейших вложений, поэтому вскоре партнерами агропромышленной компании "Евротэк" стали такие известные финансовые учреждения, как HVB Ukraine и Raiffeisenbank. Результаты сотрудничества с ними явились миру в начале 2004 года. Яркая реклама торговой марки "Стожар" с участием легенды отечественной эстрады Софии Ротару является еще одним доказательством амбиций "Евротэка". Однако доля бутылированного масла составляет всего около 10% от всего объема продукции, выпускаемой предприятиями группы. То есть разрекламированный продукт — это всего лишь вершина айсберга. Согласно исследованиям специалистов самой компании, она занимает 8-9% отечественного рынка подсолнечного масла, то есть 3-4 место по продажам. По словам главы "Евротэка" Михаила Весельского, половина всего произведенного на его заводах масла отправляется на экспорт.

Группа компаний "Кернел" свой масличный бизнес в Украине начала с Полтавы. В 2001 году в состав группы вошел маслоэкстракционный завод "Соняшнык". Вскоре название предприятию сменили на "Полтавский МЭЗ — "Кернел Груп". Благодаря приходу инвестора был введен в эксплуатацию новый цех, что позволило существенно увеличить мощности предприятия. Следующее приобретение группа осуществила в Луганской области. В конце 2004 года в состав "Кернела" входит Меловской завод рафинированных масел, производящий продукцию под торговой маркой "Щедрый Дар". Таким образом, была достигнута еще одна цель группы — собственная торговая марка на рынке бутылированного масла. По данным руководства "Кернела", в текущем сезоне группа входит в тройку лидеров среди украинских экспортеров растительного масла.

Среди крупных отечественных производителей растительного масла также следует отметить "Зерноторговую компанию", представленную на рынке с 1998 года маслоэкстракционным заводом "Кировоградолия". Объемы выпуска позволяют холдингу входить в первую десятку операторов. Согласно перспективным планам, компания предполагает занять до 20% рынка подсолнечного масла после реконструкции Кировоградского МЭЗ. Внешнеэкономическую деятельность холдинга обеспечивает входящий в его структуру "Торговый дом "Артос". По итогам прошлого сезона объемы внешних отгрузок масла этим предприятием позволили ему занять седьмую строчку в рейтинге всех экспортеров данной продукции.

Кроме вертикально интегрированных компаний, значительную долю рынка занимают также другие крупные производители. Среди них Пологовский, Одесский МЭЗ, Славянский, а также Запорожский МЖК, находящийся в сфере влияния бизнес-группы "Приват". Например, Пологовский завод, отметивший в 2004 году свое 30-летие, удерживает второе место среди предприятий, выпускающих подсолнечное масло, уступая пальму первенства только "Каргиллу". Доли Славянского МЖК, Одесского и Запорожского МЭЗ на рынке масла колеблются в пределах 6-8%.

Не подсолнечником единым

Стремительный рост перерабатывающих мощностей ставит перед компаниями, работающими в маслобойном секторе, новые задачи. В стране активно обсуждается вопрос о пагубности возделывания подсолнечника для почвы. В таких условиях имеются все предпосылки для возникновения дефицита сырья уже в ближайшее время. Аграрии утверждают, что максимальное производство подсолнечника в Украине может составлять 4,5-5 млн. тонн. В то же время уже в следующем году, по данным ассоциации "Укроліяпром", мощности переработки возрастут до 6 млн. тонн. Поэтому многие из "масложировиков", не теряя времени, уже сейчас занимаются разработкой альтернативных программ загрузки своих заводов.

Обеспеченность сырьем становится основным фактором успешности работы всех без исключения переработчиков. Борьба за маслосемена, без преувеличения, становится очень острой. Диапазон цен на подсолнечник в этом сезоне на порядок выше прошлогодних показателей. Оптимальной ему заменой считаются соя и рапс. В этом плане наиболее продвинуты предприятия группы "КМТ", которые являются основными производителями рапсового масла. По имеющимся данным, в прошлом сезоне они выпустили до 90% этого продукта. Пологовский МЭЗ, в свою очередь, планирует существенно увеличить объемы переработки соевых бобов. Аналогичные планы строят и остальные производители растительных масел.

Именно сейчас, считают эксперты, ярко проявляются признаки нарастающей диспропорции в развитии сельхозпроизводства и перерабатывающей отрасли. Перспектива стать победителем в гонке за сырьем будет у тех предприятий, которые максимально интегрированы в производство маслосемян. А также у тех компаний, которые делают ставку на использование альтернативных подсолнечнику масличных культур.

Рейтинг экспортеров подсолнечного масла из Украины в 2003-2004 маркетинговом году

1. Каргилл

2. Славолия

3. Днепропетровский МЭЗ/Bunge

4. Серна

5. Кернел-Трейд

6. Сангард Плюс

7. ТД Артос

8. Зерноторговая компания

9. Евротэк

10. Агроэкспорт

Паспорт отрасли

В секторе работают два десятка крупных и около 4 тыс. мелких предприятий, способных переработать в общей сложности 5 млн. тонн сырья в год. За прошлый маркетинговый сезон в Украине было произведено 1,5 млн. тонн подсолнечного масла. Основную часть продукции (85%) выпускают крупные масложировые комбинаты (МЖК) и маслоэкстракционные заводы (МЭЗ), ориентированные преимущественно на экспорт. В свою очередь многочисленные малые перерабатывающие заводы работают для нужд местного населения. Объем внутреннего потребления подсолнечного масла в последние годы составляет 0,5—0,6 млн. тонн, среднесезонный экспорт достигает 1 млн. тонн.

Паспорта компаний:

"Каргилл"

Компания основана в 1865 году. Одна из крупнейших мировых компаний, инвестирующих в сельское хозяйство 60 стран мира. В структуре "Каргилла" по всему миру работает свыше 100 тыс. сотрудников. Объем продаж по итогам 2003 года составил $59,8 млрд., прибыль — $1,29 млрд. На украинский аграрный рынок компания вышла в 1991 году. За это время "Каргилл" построил несколько заводов и фабрик, инвестировав в отечественный АПК свыше $100 млн. В 1999 году компания приобрела первый зерновой элеватор, сегодня она владеет тремя такими объектами.

Bunge LTD

Начала свою деятельность в 1818 году. Штаб-квартира компании находится в Нью-Йорке, США. На сегодня Bunge занимает лидирующее положение на мировом рынке агробизнеса, производства удобрений и пищевых продуктов. Компания насчитывает 450 предприятий и 25 тыс. работников в 28 странах мира. В настоящий момент происходит становление расширившейся структуры посредством интеграции всех производственных единиц. В Украине интересы Bunge представляет дочернее предприятие "Сантрейд", созданное в 1998 году.

Группа "КМТ"

Основана в 1992 году. В ее состав входят Винницкий и Черновицкий МЖК, Могилев-Подольский машиностроительный завод, Ладыжинский завод ферментных препаратов "Энзим" и инновационное внедренческое предприятие "Инновин". Основными видами деятельности группы "КМТ" является производство и продажа растительных масел, жиров и шрота, закупка и реализация зерновых и масличных культур, производство и продажа мельнично-элеваторного оборудования. Годовой оборот группы компаний составляет более $100 млн.

"Кернел Груп"

Осуществляет свою деятельность на аграрном рынке Украины в течение десяти лет. На сегодняшний день группа компаний включает в себя Полтавский маслоэкстракционный завод, Меловский завод рафинированных масел, торговую компанию "Кернел-Трейд" с представительствами в 11 регионах страны, 28 элеваторов с общим объемом хранения

1 млн. тонн, три автотранспортных предприятия, пять агропредприятий, компанию Inerco, представляющую интересы группы на международных рынках, и компанию "Кернел-Капитал", действующую на рынках недвижимости, ценных бумаг и инвестиционной деятельности. Общее количество сотрудников холдинга — более 5 тыс.

"Евротэк"

Компания основана в 1995 году. Структура владеет двумя МЭЗ, 13 элеваторами с мощностью одновременного хранения 600 тыс. тонн. В октябре 2004 года руководство "Евротэка" (г. Киев) и компании "Агротрейд" (г. Харьков) достигло договоренности о возможности объединения на базе

ЗАО "Евротэк" подконтрольных им производственных активов. В результате слияния компания будет контролировать работу 25 элеваторов с возможностью одновременного хранения зерновых и масличных культур в объеме 1 млн. тонн.

"Зерноторговая компания"

Возглавляет группу компаний и фактически осуществляет функции главной компании холдинга. Специалисты предприятия работают в сфере аграрного бизнеса с 1991 года. Маслоэкстракционный завод ОАО "Кировоградолия" с 1998 года является производственной единицей холдинга по переработке семян подсолнечника, производству масла и шрота подсолнечного. Компания владеет несколькими элеваторами и открыла больше десятка представительств в основных аграрных регионах Украины. Количество сотрудников холдинга 700 человек.

Производство подсолнечного масла в 2003-2004 МГ, %

Каргилл

14,9

Пологовский МЭЗ (группа "Приват")

11,6

Евротэк

9,8

Bunge

9,6

КМТ

8,2

Славянский МЖК

8,1

Одесский МЭЗ

7,4

Зерноторговая компания

7,2

Запорожский МЖК

6,7

Кернел Групп

6,2

Другие производители

10,2

Источник: Укроліяпром