- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Меньше знаешь — крепче спишь
Шеварднадзе хочет, чтобы за миром в Грузии следили американские военные. Америка не отказывается — она не прочь проследить за миром где угодно — но опасается пока бросать открытый вызов России. Потому что российский президент считается жестким политиком.
Украина тоже не стоит в стороне от дела борьбы за мир. Вот только ее солдаты в Африке часто болеют. Поэтому наша страна хочет вернуть своих сыновей на родину. Общественность это приветствует. Негоже нашим парням рисковать здоровьем в далекой Сьерра-Леоне. Достаточно того, что украинские летчики регулярно гибнут, перевозя то африканцев, то оружие, то продовольствие. Но те хоть это делают в частном порядке, не под эгидой государства.
Миротворческая миссия Украины, над которой пролетело более тысячи американских самолетов курсом из Европы в Среднюю Азию, вполне адекватна мировым усилиям в борьбе с терроризмом.
При всем дистанцировании Украины от общемировых интеграционных и демократических процессов, миротворческие военные усилия — это тот сегмент, где наша страна не стоит в стороне. Африка, Ливан, Косово — Украина гордится тем, что там несут службу ее солдаты. Множество телепередач и газетных статей посвящено этому сегменту деятельности наших вооруженных сил.
Итак, если у Украины есть такой удачный пример действенной интеграции в мировое сообщество, если мы можем вести общие дела в такой сложной сфере, как военная, то почему у нас в иных сферах все так слабо получается?
Я причину вижу в следующем. Военная миротворческая помощь — процесс односторонний. Он ни в коей мере не затрагивает никакие интересы внутри нашей страны. То есть мы с удовольствием интегрируемся, но не в пределах государственных границ Украины. Ведь, если посмотреть, за десятилетие независимости — очень тяжелое во всех аспектах — Украина обращалась за помощью к мировому сообществу только по двум вопросам: денежным кредитам и закрытию Чернобыльской АЭС. (Правда, мы еще у России газ в долг брали.) При этом мы неумеючи барахтались практически во всех вопросах — начиная от выбора новой военной формы и кончая всем массивом законодательства.
В результате в Украине появилась масса особенностей. У нас по-особенному решаются коммунальные проблемы, мы по-своему определяем серьезность правонарушений. Мы очень оригинально регламентируем аграрный бизнес. Да и государственное устройство, которое мы делали с нуля, в итоге получилось не таким, как у других европейских стран. А особенностей украинского подхода к ведению бизнеса вообще несть числа. Я уже не говорю об особенностях морали, культивируемой нашим обществом.
Чего только стоит свежее постановление правительства о создании государственной акционерной компании "Автомобильные дороги Украины" на базе государственной дорожной службы. Был госорган, владеющий и управляющий всеми украинскими дорогами, — теперь будет хозяйствующий субъект, главной целью которого априори является зарабатывание денег. Кто, как и за какие деньги будет после этого чинить дороги — не понятно.
Отсюда и неудачи с освоением довольно значительных грантов, которые выделялись на построение в Украине элементов рынка и демократии. Деньги были попросту проедены с минимальным эффектом для общества.
Невосприимчивость к опыту других заставляет Украину делать все больше и больше собственных ошибок.
Конечно, мы большая и сильная страна. Мы сами отправляем миротворцев за границу. Это Грузии их надо приглашать к себе.
А с другой стороны, Грузия и другие маленькие страны намного сильнее Украины в том, что позволяют себе учиться у больших и сильных и не "цураються" того, что им приходится обращаться за помощью.
Правда, далее возникает еще одна проблема — как эту науку освоить. Но тут уже нужен свой ум.