Металлургия растет в цене

Предложение Лакшми Миттала по поглощению Arcelor, заявление последней об альянсе с российской "Северсталью" Алексея Мордашова, возможное слияние британской Сorus и "Евразхолдинга" при посредничестве Романа Абрамовича и другие сделки — следствие цикличност

Предложение Лакшми Миттала по поглощению Arcelor, заявление последней об альянсе с российской "Северсталью" Алексея Мордашова, возможное слияние британской Сorus и "Евразхолдинга" при посредничестве Романа Абрамовича и другие сделки — следствие цикличности развития мирового рынка. Одна из наиболее высоконкурентных сфер производства, металлургия становится полем игры для 5-6 мегаигроков, аналогично нефтяному или алюминиевому рынку. Какие последствия этого процесса видит власть и крупный бизнес, "Инвестгазета" узнавала на примере сделки по слиянию Arcelor и "Северстали"

На вопросы отвечают Виктор Баранчук, заместитель министра промышленной политики, и Виктор Пинчук, основатель и основной акционер группы "Интерпайп"

— Как возможное слияние двух сталелитейных компаний Arcelor и "Северсталь" может повлиять на конкуренцию в отрасли?

В.Б.: Это вопрос довольно щепетильный, ведь Arcelor является второй крупнейшей компанией в мире, а "Северсталь" — самая крупная сталелитейная компания в России, поэтому последствия в мире точно произойдут. Подобные вопросы слияния двух крупных металлургических компаний нужно рассматривать в нескольких плоскостях. Первый фактор, он же самый важный в данном случае, — это сырье. Суть заключается в том, что сегодня "Северсталь" обладает большими сырьевыми активами, включая как материнскую компанию, которая находится в России, так и дочерние компании ("Северсталь North America" и другие). Возможное слияние резко повлияет на распределение сырьевых потоков в мире, что усилит конкуренцию. Может произойти перераспределение сбыта металлургической продукции на североамериканском рынке, на рынке Китая, Ближнего Востока и Турции. Я думаю, что это приведет к конкуренции на мировом рынке как между оптовыми трейдерами метпродукции, так и производителями метпродукции. Нужно не забывать, что "Северсталь" — собственник Костомушского ГОКа, который является единственным подобным комбинатом на территории СНГ. Следуя из этого, сырьевые потоки будут корректироваться, если слияние состоится. Кроме этого, оно полностью сделает доступным американский рынок для всех сырьевых и товарных потоков "Северстали", что является очень важным для становления компании.

Второй плоскостью являются финансовые возможности, наличие совместных проектов как на территории СНГ, так и в частности — в Украине. "Северсталь" обладает достаточным количеством активов, поэтому правильно было бы сегодня выходить на мировые рынки капитала и на фондовые рынки. Так, если сравнить обороты двух компаний, то можно проследить, что в случае их слияния они выходят на первое место по оборотам и будут производить стали в два раза больше, чем их конкурент Mittal Steel. Например, обороты индийской компании сейчас достигают $27 млрд., а если Arcelor консолидируется с "Северсталью", то их обороты достигнут $40-45 млрд. Этот фактор резко поднимет их кредитную способность, и многие мировые банковские группы захотят с таким трейдером работать. В свою очередь, это повлечет за собой очередное корпоративное распределение, тогда они будут выходить на поглощение мелких компаний подобного типа.

В.П.: Если слияние между "Северсталью" и Arcelor произойдет, то это станет интересным примером для западных компаний. Эта сделка выступит наглядным примером, как нужно правильно вести бизнес. Если на рынке существует угроза недружественного поглощения, то компании придется искать правильный выход из сложившейся ситуации. В данном случае Mittal Steel намеревалась поглотить Arcelor. Результат был вполне логичным, что компания стала искать другие варианты с компаниями, т. е. искать выходы из сложившейся ситуации. Предложение "Северстали" пришлось своевременно для Arcelor. Любой инвестор должен быть готовым сделать сильную инвестицию, а это означает что-то купить или что-то продать, а потом снова купить. И это нормальная инвестиционная политика.

— На украинский металлургический рынок слияние этих компаний окажет какое-то влияние? Возможно, в Украине произойдет перестановка сил или изменится концентрация рынка?

В.Б.: На украинском рынке внезапного влияния не произойдет. Украинский производитель стали может пострадать лишь из-за перебоев с поставщиками и в работе с окисленными рудами. Украина должна ожидать повышение цен на сырье, которые украинские предприятия импортируют. Из-за распределения квот цены должны увеличиться. Украинские предприятия импортируют сырье в большей степени из России, поэтому нужно будет ждать подорожания с их стороны. Российские предприятия пользуются льготами по электроэнергии, дешевым газом, чего у отечественных предприятий нет, а вскоре даже антидемпинговые расследования не будет необходимости вести.

В.П.: Если все же сделка состоится, то я убежден, что ценность активов металлургических украинских предприятий повысится в глазах западных инвесторов. Я считаю, что у украинских предприятий появятся уникальные возможности для сотрудничества с иностранным инвестором, если в стране будет нормальный инвестиционный климат. Пока такого климата в Украине нет.

– Насколько украинские металлургические предприятия привлекательны для альянса с глобальными игроками?

В.Б.: Я думаю, что иностранным инвесторам, в том числе Arcelor и "Северстали", будет неинтересно сегодня поглощать украинские предприятия. Им неинтересны самостоятельные украинские юридические лица. Они крупные игроки. Хотя в целом, если проводить унифицированную товарную, сырьевую и производственную политику, отдельные юридические лица могут быть интересны, но только в будущем. Украинские металлургические предприятия не интересны иностранным компаниям из-за основной существующей проблемы — боязнь предприятий войти в крупные финансовые группы. Поэтому они сегодня работают в автономном режиме. В каком-то смысле мы являемся лоббистами их интересов на западных рынках в продвижении продукции. Тому доказательство — политика государства по отмене поправки Джексона-Вэника, вступление в ВТО и т. д. Украина в лице отечественных предприятий остается открытой для иностранных рынков, и поглощения компаний приносят больше пользы в сбыте продукции.

Украинские метпредприятия не могут захватить новые рынки, это просто не под силу мелким по размерам комбинатам. Среди украинских компаний, которые выделяются грамотным ведением корпоративной политики, является, на мой взгляд, группа "ИСД". Если вспомнить слияния с венгерским, македонским металлургическими предприятиями, то видно, что ИСД стремится выйти на металлургический рынок в Восточной Европе, и верно идет в этом направлении. В будущем ИСД, возможно, сможет конкурировать с такими мировыми гигантами, как Arcelor, Mittal Steel, Nipon Steel.

В.П.: Игроки сталелитейного рынка поймут, насколько важны украинские компании. Думаю, что все без исключения металлургические предприятия могут быть интересными для Запада.

— В том числе и с предприятиями группы "Интерпайп"?

— Все может быть. Такое поглощение, возможно, будет с иностранной компанией, это не исключено, но пока затрудняюсь сказать, когда именно это произойдет. Лично я хочу инвестировать в медиарынок, потому что это растущий и перспективный рынок. Хочу сказать, что получаю каждый день много предложений о покупке моих активов, но пока не планировал продавать что-то. Хотя если предложат фантастическую цену, то почему бы и нет. Тогда я сразу смогу вложить деньги, что-то приобрести. Это же бизнес. Но я не буду выходить из бизнеса, наоборот, я хочу инвестировать.