Между родителями и детьми или между популизмом и экономическими расчетами

"Социальные выплаты не могут быть причиной экономических успехов, а только их следствием", — красиво выразился о неоспоримой истине премьер-министр Юрий Ехануров. Перед этим он подписал законопроект "О государственном бюджете Украины на 2006 год", который

"Социальные выплаты не могут быть причиной экономических успехов, а только их следствием", — красиво выразился о неоспоримой истине премьер-министр Юрий Ехануров. Перед этим он подписал законопроект "О государственном бюджете Украины на 2006 год", который был направлен в Верховную Раду для рассмотрения во втором чтении. "Мы не можем себе позволить развитие за счет потребления, поскольку этого не простят наши родители, но потребления за счет развития не простят дети, — тут же добавил премьер. — Поэтому нужно сделать сбалансированный бюджет".

Действительно, правительству, и особенно премьер-министру, накануне выборов приходится балансировать. Сам Ехануров, являющийся одной из ключевых фигур партии "Народный союз "Наша Украина", возможно, займет одно из первых мест в избирательном списке НСНУ. Чтобы привлечь избирателей, он должен дать им то, чего электорат преимущественно ждет — социальных выплат.

Но как премьер Ехануров, формируя бюджет на год, не может не думать о "детях". Тем более что о его партии власти, не имеющей ярко выраженной политической идеологии, в следующие годы будут судить по эффективности проводимой ею экономической политики.

О проекте бюджета хороших отзывов пока не было. Правительство при доработке документа после первого парламентского чтения без особого удовольствия учло большинство пожеланий депутатов — всегда, а особенно накануне выборов многократно превышающих финансовые возможности страны.

Не наблюдается довольных и среди народных избранников: хотели все-таки большего. Хотя тот же Юрий Ехануров по этому поводу афористически заметил: "Если принятое решение никого не устраивает, значит, это компромиссное решение".

То, как формируется новый бюджет, сравнивают с тем, как волюнтаристскими методами, на глаз кроился бюджет на текущий год. Депутаты повторяют все то же, чем занимался в начале года Кабмин Юлии Тимошенко, делая бюджет более социальным. Поэтому и сам проект бюджета-2006 не сильно отличается от предыдущих аналогичных документов. Он направлен на то, чтобы собрать как можно больше налогов, потому что на 79% является бюджетом социальных расходов.

При этом, между прочим, главный финансовый документ страны принимается Верховной Радой без участия институтов экономического развития и прогнозирования. Экономисты просто недоумевают, какими данными руководствуются правительство и Верховная Рада при формировании бюджета. По уже сложившейся традиции к ним обратятся впоследствии — за комментариями.

Изменения в проекте госбюджета на 2006 год

Статьи проекта бюджета

Сумма в первом чтении

Сумма во втором чтении

Доходы бюджета

120,3 млрд. грн.

125,8 млрд. грн

Расходы

130,2 млрд. грн.

138,7 млрд. грн.

Дефицит бюджета

В цифрах

9,9 млрд. грн.

12,9 млрд. грн.

В процентах от ВВП

1,9%

2,5%

Структура поступлений в местные бюджеты (без учета трансфертов)

Общие поступления на 1 октября 2005 г. — 21,2 млрд. грн.

Налог с доходов физических лиц — 11,5 млрд. грн. (54%)

Налог на прибыль предприятий — 0,1 млрд. грн. (1%)

Налог на собственность — 0,7 млрд. грн. (3%)

Сбор на специальное использование природных ресурсов — 2 млрд. грн. (10%)

Внутренние налоги на товары и услуги — 0,8 млрд. грн. (4%)

Иные — 1,6 млрд. грн. (8%)

Неналоговые поступления — 4,5 млрд. грн. (20%)

Источник: Министерство финансов