Милицейский произвол довел до Евросуда

Одно из самых скандальных дел, проигранное Украиной в Европейском суде, — по иску гражданина Алексея Афанасьева, который пожаловался на то, что его жестоко избили работники милиции, а государство отказалось провести честное и объективное расследование

Одно из самых скандальных дел, проигранное Украиной в Европейском суде, — по иску гражданина Алексея Афанасьева, который пожаловался на то, что его жестоко избили работники милиции, а государство отказалось провести честное и объективное расследование

Алексей Афанасьев живет в Харькове. 1 марта 2000 года три работника милиции пришли к нему домой и сказали: "Пройдемте"…

"Я не сопротивлялся, быстро собрался, мы все вместе поехали в Киевское районное отделение милиции Харькова на моем же автомобиле, — говорит Афанасьев. — Когда прибыли на место, мне сразу же надели наручники. Работники милиции потребовали, чтобы я признался в совершении мошенничества. Я отказался признать свою вину. Меня начали жестоко избивать…"

Потом была больница и медицинское освидетельствование. Эксперт зафиксировал на его теле различные травмы, а также связанную с ними частичную утрату слуха. Время получения травм совпадает со временем содержания в милиции. "Я подал жалобу прокурору Харьковской области с просьбой возбудить уголовное дело против работников милиции по факту пыток, — говорит Афанасьев. — Жалоба была передана на рассмотрение в прокуратуру Киевского района. Через несколько месяцев появилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления".

"Я обжаловал это решение в Киевский районный суд и городскую прокуратуру, — продолжает Алексей Афанасьев. — Прошло еще несколько месяцев. Прокуратура Харькова сообщила об отказе в удовлетворении жалобы. Однако Киевский районный суд города отменил прокурорское постановление и возбудил уголовное дело против работников милиции". Через несколько месяцев оно было прекращено ввиду отсутствия состава преступления. Но после жалобы Афанасьева (на ее рассмотрение ушло еще несколько месяцев) прокуратура Харьковской области отменила решение прокурора Киевского района и передала дело в прокуратуру другого — Октябрьского — района. Там дело было закрыто якобы из-за недостатка доказательств.

Через несколько месяцев прокуратура Харькова отменила и это решение, и направила дело для дальнейшего расследования в прокуратуру Октябрьского района. Она действительно закончила расследование: было вынесено постановление о прекращении уголовного дела на том основании, что действия работников правоохранительных органов не содержат в себе состава преступления. "Через полгода Октябрьский районный суд отменил постановление и направил уголовное дело для дальнейшего расследования", — говорит Афанасьев. Прошло еще несколько месяцев, однако никаких следственных действий проведено не было.

Афанасьев, утратив надежду добиться справедливости в украинской юрисдикционной системе, решил обратиться в Европейский суд по правам человека. Его интересы защищал известный харьковский адвокат Бущенко.

"Ратификация Украиной Европейской конвенции позволяет всем физическим и юридическим лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если эти лица считают свои права нарушенными, — говорит адвокат "Юридической фирмы "Василь Кисиль и Партнеры" Михаил Щетка. — Европейский суд по правам человека рассматривает споры между государствами и гражданами (а не между гражданами и юридическими лицами). Поэтому, например, если все украинские суды отказали вам в иске о взыскании заработной платы с вашего предприятия, то вы не можете предъявить аналогичный иск к предприятию в Европейский суд. В этом случае вы можете обратиться туда с претензиями к государству Украина, которое не защитило ваши права в национальных судах".

С помощью адвоката в заявлении Афанасьев написал, что в нарушение статьи 3 Конвенции работники милиции подвергли его пыткам. Кроме того, он жаловался, что не было проведено быстрое и эффективное расследование, в результате которого можно было бы доказать факт дурного обращения. Заявитель также утверждал, что в нарушение статьи 13 Конвенции в его распоряжении не было эффективных средств правовой защиты, позволявших ему возместить вред за перенесенные им от агентов государства пытки. "Государственные органы не провели эффективного расследования, — утверждает Алексей Афанасьев. — Национальное законодательство не предусматривает возмещения мне ущерба. В связи с этим я не мог требовать возмещения за плохое обращение, которому меня подвергли в районном отделении милиции. Рассмотрение гражданского иска по возмещению ущерба в любом случае зависело бы от исхода уголовного расследования, которое до сих пор не завершено".

"Евросуд установил, что доказать однозначно избиение невозможно, однако совокупность всех обстоятельств дает повод для разумного подозрения в том, что г-н Афанасьев был избит именно сотрудниками милиции, — рассказывает юрист Михаил Балагурин. — Суд напомнил, что государство обязано заботиться об арестованных. Кроме того, государство не дало альтернативного объяснения травмам заявителя, а уголовное дело против милиционеров было открыто только через год после указанных событий, хотя г-н Афанасьев обратился с заявлением сразу же. Европейский суд обязал Украину выплатить Алексею Афанасьеву 8 тыс. евро.

Справка

Начиная с момента действия на территории Украины Конвенции о защите прав человека и основных свобод (сентябрь 1997 года) в Еропейский суд по правам человека с жалобами на нарушение государственными органами Украины прав и свобод, гарантированных Конвенцией, обратилось около 10 тыс. украинских граждан. В настоящее время в производстве Европейского суда находится около 300 жалоб против Украины.

В 2002 году Европейский суд вынес одно решение против Украины, в 2003 — шесть, в 2004 — девять. Среди основных категорий жалоб, признаваемых Европейским судом потенциально приемлемыми к рассмотрению, — жалобы на неисполнение решений национальных судов, судебные тяжбы, жалобы на применение к обвиняемым незаконных методов ведения следствия, а также заявления о неэффективности расследования прокуратурой жалоб на нарушение прав при задержании и взятии под стражу. 64% дел, находящихся в Национальном бюро по делам соблюдения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, — дела о невыполнении решений национальных судов.

Как отметила директор Национального бюро по делам соблюдения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Зоряна Бортновская, анализ решений Европейского суда показывает, что проблема состоит скорее не в ошибках, допущенных украинскими судами. Нарушение прав человека чаще всего происходит из-за пробелов в украинском законодательстве и практике его применения, которые носят системный характер