Миллион рабочих мест на шее

Президент Виктор Ющенко не зря встревожен бездействием чиновников в сфере занятости: проваливается его главное предвыборное обещание

Президент Виктор Ющенко не зря встревожен бездействием чиновников в сфере занятости: проваливается его главное предвыборное обещание

Будь у Ющенко такая возможность, он с начала года на сегодняшний день создал бы уже 500 тыс. рабочих мест. И до конца года — еще столько же. Преодоление безработицы — это был первый, самый разрекламированный и самый популярный шаг из "Десяти шагов" его предвыборной программы. Но один Ющенко при всем желании не сможет справиться с такой задачей.

На прошлой неделе появился Указ Президента "Об усовершенствовании государственного регулирования в сфере занятости населения и рынка труда в Украине". Вода водой, сколько в него не вчитывайся, хотя ни к чему и не придерешься. Как может быть иначе, если писали его те же чиновники, которые проваливают задание Президента?

Создание обещанных Виктором Ющенко и утвержденных программой нового Кабмина пяти миллионов рабочих мест равными долями в течение пяти лет зависит от доброй воли работодателей, но самое главное — от профессионализма и элементарной исполнительности чиновников. Каждый министр, председатель областной или районной администрации отвечают за создание определенного количества новых рабочих мест в своей отрасли или регионе. И теперь оказалось, что миллион мест ежегодно — больное место Президента, на которое уже скоро смогут давить недруги. Сам он, увидев цифры (за первый квартал года трудоустроено на 70 тыс. человек меньше, чем планировалось), пока не знает, как наказать виновных. "Кто не выполнил — как вы несете ответственность за это?" — только и спросил глава государства на рабочем совещании ответственных за рынок труда чиновников. А что говорить о создании действительно новых рабочих мест? "Я напоминаю: один миллион рабочих мест. Это то, что висит на вашей шее — на год", — устало напомнил Ющенко.

К слову, даже на подготовку указанного документа Президент отводил неделю, а на самом деле ушло 18 дней. Программу занятости населения на 2005 год правительство утвердило только в конце июня. Почти пять месяцев ушло на обновление написанного при предыдущем правительстве документа. Но, как объяснила "Инвестгазете" заместитель министра труда и социальной политики — председатель правления Фонда общеобязательного социального страхования на случай безработицы Наталья Иванова, на местах до сих пор руководствовались принятыми вовремя региональными программами занятости населения. "Главным источником инвестиций для создания рабочих мест будут оставаться собственные средства предприятий, — говорит она. — Ресурсы государственного и местных бюджетов преимущественно будут использоваться для создания привлекательных условий для развития малого и среднего предпринимательства".

По словам г-жи Ивановой, государственная политика будет состоять в реструктуризации госпредприятий с привлечением инвестиций, внедрении привлекательного инвестиционного режима для предприятий, создающих новые рабочие места, поддержке самозанятого населения, малого и среднего бизнеса, экономическом поощрении предпринимательской инициативы безработных.

На малый бизнес в борьбе с безработицей рассчитывает и Виктор Ющенко, которому известно, что "создать в Украине маленькую структуру — от 50 рабочих мест — 16 месяцев надо, 61 справку… В 61 кабинет нужно взятки занести". Но из множества конкретных поручений по либерализации регуляторной политики (занимающих десяток страниц), как заметил Президент Украины в минувший четверг на совещании в Государственной налоговой администрации, выполнено 18%. "Я своим указом прошу правительство без шуток отменить 1300 регуляторных актов и второй раз переношу срок. Второй раз. Я вижу, несколько министерств уже забавляются в этом вопросе. Я официально предупреждаю: за невыполнение этого указа первыми пойдут в отставку первые заместители министров", — заявил Ющенко уже конкретнее.

Еще более серьезные неприятности могут грозить руководителям многих центров занятости — распорядителям средств Фонда социального страхования на случай безработицы. Весной министр труда Вячеслав Кириленко заменил руководство государственного центра занятости, после чего, по его словам, пересмотрел бюджет 2005 года и, сократив расходы, освободил 182 млн. грн., которые были направлены на создание новых рабочих мест.

Но в регионах большинство руководителей осталось прежним. Проверку использования ими в 2004 году государственных средств завершило недавно Главное контрольно-ревизионное управление Украины. Оказалось, что дальше должны работать следователи. В частности, за прошлый год втрое больше денег, чем обычно, ушло на покупку помещений для этих центров. Чаще всего это делалось как во Львове, где областной центр занятости получил информацию о нужном помещении, через две недели его за 1 млн. 870 тыс. грн. купили несколько физических лиц, а еще через 17 дней это помещение у них выкупил центр занятости — уже за 14 млн. 850 тыс. грн. Вячеслав Кириленко говорит, что это обычный пример.

Мнение экспертов

Среди опрошенных Центром Разумкова экспертов рынка труда подавляющее большинство — три четверти — назвали самым эффективным мероприятием в борьбе с безработицей реформирование оплаты труда в направлении ее существенного (кратного) повышения. Одновременно, по их мнению, стоит уменьшить налоговое давление на фонд оплаты труда предприятий и усилить ответственность их собственников за своевременную и в полном объеме выплату зарплаты наемным работникам.

Второе средство — переориентация государственной политики (бюджетной, инвестиционной, налоговой и т. д.) с преимущественной поддержки крупного капитала (бизнеса) на преимущественную поддержку малого и среднего предпринимательства.

Третье — внедрение сроком на два-три года широкомасштабной национальной программы общественных работ. Их целью может быть построение в Украине современной инфраструктуры — от дорог местного значения до телекоммуникационных сетей, обновление социальной инфраструктуры села. Вариант — массовое строительство социального жилья.

Уровень безработицы в Украине, %

2000

2001

2002

2003

2004

2005*

11,6

10,9

9,6

9,1

8,6

8,7

Источник: Госкомстат (по методологии Международной организации труда).

*За первое полугодие