Министры сильны замами

Одна из ключевых проблем формирования структуры Кабмина — количественный и качественный кадровый состав министерств и в том числе заместителей министров. "Инвестгазета" выяснила у экс-министров, какое количество замов они считают оптимальным

Одна из ключевых проблем формирования структуры Кабмина — количественный и качественный кадровый состав министерств и в том числе заместителей министров. "Инвестгазета" выяснила у экс-министров, какое количество замов они считают оптимальным

Опыт прошлых правительств показывает, что министру сложно обойтись одним-двумя заместителями. Василий Роговой, занимавший должность министра экономики с апреля 1998-го по декабрь 1999 года, а ныне заместитель Секретаря Совета национальной безопасности Украины, рассказывает: "Для такого министерства, как министерство экономики, где мне довелось работать, два заместителя — это явно мало. В мою бытность министром заместителей у меня бывало до восьми. Одно время даже было два первых заместителя".

Народный депутат Украины, председатель Комитета по вопросам правовой политики Верховной Рады Василий Онопенко, министр юстиции Украины в 1992-1995 гг., вспоминает, что сначала в штате его министерства был только один заместитель — первый. "Но поскольку функции и задания системы органов юстиции расширялись, я добился и расширения штатного расписания — как управлений, так и замов. С 1993 года последних было уже четыре — каждый отвечал за определенное направление работы и курировал определенные управления", — рассказывает г-н Онопенко.

Юрий Смирнов, бывший министр внутренних дел Украины также считает, что количество заместителей — величина постоянно меняющаяся. "Однако, по моему мнению, оптимальное количество заместителей министра — десять человек" — говорит Смирнов.

Тем не менее, количество заместителей министра следует рассматривать с оглядкой на полномочия ведомства. Состав замов должен быть гибким и меняться в зависимости от изменений круга обязанностей министерства. "Фиксированное количество заместителей — это, в принципе, неправильно в условиях мобильных функций министерств. Ведь министерство — это не застывшая структура, и его правомочия постоянно меняются. Соответственно должен меняться и кадровый состав. Функции министерств — а сейчас муссируются слухи о том, что многие из них будут пересмотрены и откорректированы — вот основа для формирования состава заместителей министра", — уверен Василий Роговой.

Юрий Смирнов отмечает, что количество заместителей может быть изменено в сторону уменьшения в зависимости от функциональности министерства, которая определяется реалиями сегодняшнего дня и действующим законодательством.

Специалисты сходятся во мнении, что первостепенной важности является вопрос деловых качеств замов. Качество работы далеко не всегда зависит от количества специалистов в штате, скорее — от их профессионализма и желания работать. "Необходимо уметь правильно поставить задачи и распределить их выполнение, при этом не забыть вовремя спросить об их выполнении. Ведь на самом деле хороший руководитель не тот, кто всегда на виду, а тот, кто вникает во все и вся, знает реальную ситуацию, точно знает, чего хочет, но при этом вроде бы и незаметен. При всем при этом его ведомство работает без единого сбоя", — утверждает Василий Онопенко.

Но успешность работы министерства руководители связывают в первую очередь не с кадрами, а со стабильностью работы правительства. Василий Онопенко, которому довелось пережить смену нескольких премьеров, утверждает, что такая "текучесть" не способствовала успешности работы Кабмина и Минюста в частности, поскольку каждый новый премьер пытался заразить членов кабинета своими новыми идеями и подходами. Если же новое правительство будет работать стабильно, то проблем у министров не предвидится при любом количестве заместителей.