Минпром интригует машиностроителей

Едва утихли страсти вокруг создания авиационной корпорации "Антонов", как Минпромполитики взялось за организацию нового объединения — энергомашиностроительного холдинга. Как выяснила "Инвестгазета", не все названные министром Шандрой предприятия горят жел
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Едва утихли страсти вокруг создания авиационной корпорации "Антонов", как Минпромполитики взялось за организацию нового объединения — энергомашиностроительного холдинга. Как выяснила "Инвестгазета", не все названные министром Шандрой предприятия горят желанием войти в его состав. Однако жестких разногласий в данном случае, вполне возможно, удастся избежать, ведь окончательный список участников и формат объединения еще уточняются

Министр промышленной политики Владимир Шандра неделю назад заявил о намерении создать очередное отраслевое объединение. По его словам, в холдинг могут войти основные энергомашиностроительные предприятия — НПО им. Фрунзе (Сумы), "Зоря"- "Машпроект" (Николаев), "Турбоатом", "Электротяжмаш", завод им. Шевченко (все — Харьков) и другие. Первоначально предприятия планируют объединить в корпорацию с сохранением каждым из них статуса юридического лица. Главной задачей объединения, по словам министра, станет "выход на международные рынки для строительства турбинных цехов под ключ". Правда, за неделю тема получила развитие. В то время как "Инвестгазета" выясняла, хотят ли потенциальные участники объединения входить в него, замминистра промполитики сообщил, что список участников корректируется в сторону сокращения.

Мнения разделились

Примечательно то, что руководители некоторых предприятий не возражают против самой тесной формы взаимодействия. Так, руководитель "Электротяжмаша" Олег Калашников сообщил "Инвестгазете", что является инициатором объединения энергомашиностроителей. Он лично говорил с министром Шандрой на эту тему и даже передал свой проект устава объединения. Документ предполагает создание концерна, глава которого будет координировать действия всех участников на международных рынках и распределять прибыль от зарубежных контрактов. Но предприятия будут сохранять статус самостоятельных хозяйствующих субъектов. Директор "Энерготяжмаша" убежден, что только объединившись, украинские предприятия смогут на равных конкурировать с зарубежными производителями.

Впрочем, не все потенциальные участники объединения настроены столь оптимистично. Первый зампредседателя правления НПО им. Фрунзе Сергей Калашник не верит в долговечность подобного объединения. Его предприятие и так чувствует себя на международных рынках уверенно. Г-н Калашник добавил, что он принимал участие в консультациях с Минпромполитики, но "они касались только работы на внутреннем рынке".

Другие причастные к планам Минпрома компании считают целесообразным объединяться только "под конкретные проекты". Один из руководителей перечисленных министром предприятий (он пожелал остаться неназванным) считает нужным создание узкопрофильного объединения, которое должно заниматься строительством электростанций. Но большинство заказов, которые получает его компания, другого профиля, "они экономически более привлекательны, а производственные мощности ограничены". Поэтому он не до конца понял, какую роль отводит Минпромполитики его предприятию в новом проекте. Пока государство не имеет денег на реконструкцию электроэнергетических мощностей, реализовать планы по созданию реального объ- единения затруднительно, говорит он. К тому же его будущие участники, по мнению респондента, не имеют других серьезных общих интересов.

Вносим ясность

Большинство энергомашиностроительных предприятий имеют весьма слабое представление о будущем формате холдинга, а их руководители недостаточно осведомлены о планах Минпромполитики. Возможно, министру стоит более активно вовлекать топ-менеджеров в процесс разработки концепции нового объ- единения. Иначе может повториться ситуация, которая сложилась вокруг еще одного промышленного гиганта — корпорации "Антонов". Тогда из-за отсутствия взаимопонимания по некоторым условиям объединения между ХГАПП и АНТК им. Антонова разгорелась настоящая информационная война, и на урегулирование конфликта ушли месяцы.

Владимир Шандра на протяжении прошедшей недели не нашел возможности детализировать планы по поводу энергохолдинга. Однако этому есть объяснение. Похоже, на сегодня министерство еще окончательно не определилось по многим деталям будущего объединения. В частности, замминистра промполитики Виктор Баранчук сообщил "Инвестгазете", что энергомашиностроительный холдинг будет создан на базе не пяти, а трех предприятий — "Электротяжмаша", "Турбоатома" и Харьковского электромеханического завода. Замминистра отметил, что НПО им. Фрунзе и "Зоря"-"Машпроект" рентабельны и успешно работают на международных рынках.

Потому стоит крайне осторожно подходить к вопросу их включения в создаваемую структуру, "чтобы не разрушить уже достигнутое".