- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Мир оказался прочней
Когда речь заходит о глобальном финансовом кризисе, всегда, в том или ином контексте, вспоминается Международный валютный фонд. Последние три года были, возможно, наиболее насыщенными в истории МВФ, и именно они проверили на прочность эту организацию. Кризисы оказались сильней
1997 ГОД — год падения азиатских экономик и год начала глобального финансового кризиса. До июля этого года планета находилась в состоянии эйфории по поводу всеобщего стремительного экономического развития и радовалась окончательной победе свободного рынка. Национальные экономики азиатских, латиноамериканских стран и некоторых стран Восточной Европы демонстрировали выдающиеся показатели роста и вроде бы ничего не предвещало мощной бури. Однако все хорошее закончилось, и наступил памятный всем июль 1997 года, когда на 20% обвалился таиландский бат. Именно с этого, вроде бы малозначительного события, начинается отсчет азиатского финансового кризиса. Таиланд, Малайзия, Индонезия, Сингапур и Южная Корея стали первыми странами, на которые распространилась новая болезнь. Стремительное падение курсов национальных валют этих стран привело к массовой панике не только в Азии, но и по всему миру. Наспех предполагая возможные последствия парада девальваций, правительства высокоразвитых промышленных стран в первую очередь решили обезопасить свои экономики, а спасение утопающих поручили МВФ.
МВФ вам в помощь!
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaФОНДУ не пришлось долго думать, как именно спасать мир. Нужны были деньги срочно и многим. Первая страна, выделение кредита которой было одобрено МВФ, был Таиланд. Правительство этой страны к тому времени уже предприняло ряд попыток по стабилизации экономической ситуации. Подняло процентные ставки, однако, они не дали желаемого результата. Фонд в короткие сроки разработал программу для Таиланда на 1997-1998 годы, с которой страна поспешила согласиться, и заявил о выделении кредита на сумму $3,9 млрд., причем $1,6 млрд. Таиланд получил сразу. Что касается программы, то она предполагала постепенное сокращение дефицита текущих статей платежного баланса на 5% и 3% в 1997 и 1998 годах соответственно. Таиланду согласились помочь и его соседи по региону, которые вместе готовы были выделить около $13 млрд.
Вроде бы все налаживалось, однако наступил октябрь 1997 года, который стал, возможно, самым мрачным месяцем в истории глобальной экономики. По всему миру начали обваливаться биржевые индексы (чего только стоит рекордное падение на 554 пункта американского Dow Jones) и становилось очевидно, что все, что происходило до этого, было только цветочки.
ВСЕ "ЗЛО" исходило из Азии, и МВФ готовится к выделению очередного крупного кредита, на этот раз Индонезии. Индонезийское правительство приготовило программу экономической стабилизации страны и предоставило ее фонду. В течение месяца представители МВФ несколько раз посещали Джакарту, и в начале ноября фонд объявляет о выделении на трехлетний период $10,14 млрд. этой стране. На этот раз требования МВФ были жестче тех, которые были выдвинуты Таиланду. Кроме становившихся уже традиционными требований о сокращении дефицита текущих статей платежного баланса, МВФ потребовал от Индонезии реформировать всю финансовую систему, начиная от сбалансирования валютных резервов и заканчивая закрытием 16 неликвидных банков.
Бессилие перед бурей
НЕ ПРОШЛО и месяца, как вслед за Таиландом и Индонезией, начала стремительно рушиться экономика Южной Кореи. По стране прокатилась волна банкротств, которая похоронила около 60 финансовых компаний, в том числе и одиннадцатый по величине корейский конгломерат Halla. МВФ не остался равнодушным к проблемам Кореи и начал готовиться к выделению нового кредита. Южная Корея — это достаточно важная страна не только в азиатском экономическом пространстве. От состояния ее экономики в определенной степени зависят экономики Японии и Китая, которые, в свою очередь, имеют немалое влияние на экономики Соединенных Штатов Америки и Европы. Перед фондом была поставлена задача не из легких — вернуть доверие иностранных инвесторов к стране. $21 млрд., выделенных МВФ Южной Корее, должны были вернуть это доверие. Перед Сеулом была поставлена конкретная задача: до конца 1998 года остановить падение ВВП, удержать инфляцию на уровне 5%, увеличить объемы валютных резервов. Корейцы клятвенно заверили мировую общественность, что они справятся с возложенными на них обязательствами.
Дела Кореи действительно пошли на поправку, но на ее успехи уже никто не обращал внимания. В это время (январь 1998 года) один из "пациентов" МВФ — Индонезия — вступила в стадию полного обвала. В течение одной недели индонезийская рупия опускается до отметки 17 000 за $1 (в июле 1997 г. $1 стоил 2,434 рупии), и правительство страны объявляет уплату капитального долга и процентов по государственному долгу. В черную полосу кризиса вступает Япония. Возобновляются проблемы в Южной Корее. В Индонезии начинаются бунты, вызванные экономическим крахом страны; Россия начинает резко повышать ставку рефинансирования; Китай грозит девальвировать юань. Все эти события произошли за несколько месяцев, и на этом фоне переговоры руководства МВФ с некоторыми правительствами азиатских стран по поводу новых экономических реформ выглядели совсем незначительно. Вины МВФ, правда, в этом нет. Но его кажущаяся пассивность стала причиной того, что на фонд начинает наваливаться волна критики. Соединенные Штаты в Конгрессе уже начинают обсуждать правомерность политики МВФ в Азии.
Этой критике суждено было усилиться после августа 1998 года, когда обвалился российский рубль, и начался новый bjitok кризиса. Еще одной стране не помогли многомиллиардные кредиты. Начали всплывать всякие скандальные истории с Россией о больших деньгах, американских банках и МВФ, отчего критиковать сам фонд стали еще больше. Назревала идея реформирования каким-то образом МВФ, для того, чтобы деятельность этой структуры была действительно эффективной.
Вскоре вопрос — стоит ли реформировать МВФ — уже вовсе не стоял. Очередной финансовый кризис, бразильский, не оставил сомнений — фонд надо менять. Около двух лет понадобилось для того, чтобы определить, как именно должен измениться МВФ, чтобы оставить неизменным свою значимость и свое влияние.