Мировой банк с выдачей $100 млн. повременит

Надежды украинского правительства на получение кредита от МБРР на реструктуризацию финансового сектора не оправдались. Мировой банк считает, что Украина не выполнила как минимум три условия для продолжения кредитования. Правда, иностранные банкиры счита

Надежды украинского правительства на получение кредита от МБРР на реструктуризацию финансового сектора не оправдались. Мировой банк считает, что Украина не выполнила как минимум три условия для продолжения кредитования. Правда, иностранные банкиры считают, что времени у правительства еще достаточно, чтобы навести порядок в финансовом секторе и получить обещанные $100 млн. до конца года

ПОСЛЕ приезда в Украи­ну президента МБРР Джеймса Вульфенсона казалось, что проблем с даль­нейшим финансированием не возникнет. Украинское прави­тельство без особых проблем смогло получить $70 млн. на реструктуризацию угольной отрасли. Хотя эти деньги мы получили вовсе не потому, что успешно проводим пере­стройку угольной промыш­ленности. В данном случае это была всего лишь демон­страция лояльности Мирово­го банка к Украине. Ведь по­лучить деньги международ­ных финансовых организаций раньше кредитов МВФ до по­следнего времени считалось просто нереально. Правда, нельзя сказать, что те же $70 млн. сумма для Украины уж слишком большая. Тем не менее, учитывая, что уже бо­лее года мы вообще не полу­чаем кредитов из-за рубежа, появилась надежда на то, что с началом финансирования Мировым банком можно бу­дет рассчитывать и на про­должение других программ.

Однако получить более $70 млн. от МБРР не уда­лось. Мировой банк остал­ся недоволен недоволен реструктури­зацией финансового секто­ра, и ожидаемые $100 млн., получение которых могло бы стать переломным мо­ментом в наших отношени­ях с МВФ, так и не были вы­даны.

Как заявил директор де­партамента развития финан­сового и частного секторов Мирового банка Поль Сигельбаум, Украина не выпол­нила ряд условий, необходи­мых для продолжения фи­нансирования по программе реструктуризации финансо­вого сектора.

Прежде всего, Мировой банк не доволен ходом рес­труктуризации Ощадбанка. Что именно не понравилось в работе "самого сберега­тельного банка страны", эксперты МБРР так и не ска­зали. Но к выдаче крупных кредитов энергетическим компаниям в Мировом бан­ке отнеслись весьма насто­роженно. Поскольку для еще неокрепшего банка подоб­ные операции слишком рис­кованны. Не даром Проминвестбанк отказался креди­товать отечественных энер­гетиков.

Более того, МБРР пред­полагал, что Ощадбанк зай­мется своими традиционны­ми операциями, направлен­ными на обслуживание ма­лого и среднего бизнеса. Что, конечно, не светит боль­шими прибылями, но позво­ляет банку, имеющему самую крупную сеть филиалов, до­статочно стабильно работать и неплохо зарабатывать. Вместо этого банк, который еще не успел выйти на безу­быточную деятельность, вдруг решил рискнуть своим капиталом и вложить средст­ва в далеко не самую благо­дарную отрасль, даже несмо­тря на то, что уровень расче­тов денежными средствами в энергетике в последнее время заметно повысился, хотя и далек от желаемого.

Как заявил консультант МБРР Алан Роу, Ощадный банк должен все время по­мнить, что существует риск невозвращения кредитов.

Претензии МБРР имеет не только к Ощадбанку. Как заявил Поль Сигельбаум, Мировой банк рекомендует правительству ускорить ре­шение проблемы кризиса в банке "Украина". По его словам, власти должны ис­ключить возможность ведения руководством этого ком­мерческого банка ошибочной политики. Хотя представи­тель МБРР забыл, что данная политика формировалась во­все не руководством.

Следующим камнем пре­ткновения для продолжения кредитова­ния со сторо­ны МБРР по программе I реструктури­зации финансового сектора ста­ло отсутст­вие в Украи­не двух основополагающих законов. В первую очередь, за­кона "О бан­ках и банковской дея­тельности"

в новой редакции и закона о гарантировании депозитов. Что касается первого, то в из­менении банковского законо­дательства заинтересован не только Мировой банк. Вот только довести данный закон до приемлемого всеми сто­ронами варианта никак не удается.

На все про все у украин­ского правительства остает­ся всего два месяца. В конце этого года истекает срок программы реструктуриза­ции финансового сектора, и если требования МБРР не будут выполнены, получить $100 млн. врядли удастся. Если с Ощадбанком и "Укра­иной" все более-менее по­нятно, и при снижении ими объема рискованных вложе­ний иностранные кредиторы вполне смогут закрыть глаза на другие проблемы, то с принятием необходимых законов могут возникнуть большие сложности. Весьма маловероятно, что к концу года Верховная Рада сможет принять два закона, имею­щих непосредственное отно­шение к банковской деятель­ности.

Но и это еще не все. Как-то вскользь представители МБРР заметили, что Украине необходимо еще получить кредиты и от МФВ, без чего, по их мнению, провести пол­ную реструктуризацию фи­нансового сектора невозмож­но. По словам г-на Сигельбаума, банк не намерен в этом случае делать исключение и выделять остаток кредита, не дожидаясь МВФ. Иными словами, МБРР снова при­нялся за старое, и без денег фонда рассчитывать на его кредиты бессмысленно. Это практически сводит на нет все шансы нашего правитель­ства получить средства от Мирового банка в этом году.