- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Мировой рекламный рынок немного поостынет
По мнению ведущего британского медиа-баингового агентства Zenith Media , нынешний год может стать самым худшим для мировой рекламной индустрии за последние десять лет. Одной из глобальных причин столь печальных перспектив специалисты называют сокращение рекламных бюджетов крупных американских корпораций
ПРОГНОЗ развития рекламного рынка имеет большое значение, поскольку уровень рекламных расходов, как правило, рассматривают как важный показатель, дающий представление о тенденции развития экономики. Дело в том, что цикл развития рекламной сферы обычно несколько опережает цикл общеэкономический. Для объективного анализа экономической ситуации вообще и рекламного рынка в частности в ведущих странах мира имеется огромный опыт, накопленный за многие годы, что в свою очередь, обуславливает обоснованность и объективность подобных прогнозов.
В странах с развитой экономикой, таких как США, Великобритания, прогноз роста рекламного рынка имеет большое значение не только для рекламистов, но и для экономики в целом.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaСогласно опубликованным данным Zenith Media, многие крупные компании резко сокращают свои рекламные бюджеты: в этом году Zenith Media рассчитывает на рост рекламных расходов в номинальном выражении лишь на 1,4%. Однако если учитывать инфляцию, то этот "рост" означает сокращение рынка на 1,4%.
Около двух месяцев назад это же агентство говорило о куда более радужных перспективах. В апрельском прогнозе был указан рост в 4,8%. Разница в прогнозах — ощутимая.
Украина — в стороне
ТОН В МИРОВОМ рекламном рынке задают ведущие экономики, в том числе США, на долю которых приходится более 40% общемировых рекламных расходов. Большинство крупнейших международных рекламных агентств базируется в Соединенных Штатах. Согласно прогнозу, наиболее значительное замедление роста переживает именно американский рекламный рынок: рекламные расходы в США сократятся в этом году на 2% (с учетом инфляции — на 5%). Как предупреждает Zenith Media, замедление американского рекламного рынка скажется во всем мире.
Одна из основных причин сокращения рекламных расходов крупнейшими компаниями — падение прибылей, которое, в свою очередь, объясняется увеличением стоимости рабочей силы и повышением цен на электроэнергию, а также завершение бума высокотехнологичной сферы.
"Крах на рынке интернет-компаний, падение индексов фондовых рынков и падение прибылей снизили уровень предпринимательской уверенности сильнее, чем мы ожидали раньше", — говорится в докладе Zenith Media.
Вездесущее влияние США и других мировых лидеров, судя по всему, отразится на украинском рекламном рынке еще не скоро. И еще вопрос, отразится ли вообще, поскольку украинский рекламный рынок пока еще слабо интегрирован в мировой и соответственно живет больше "своей жизнью". Например, если общемировой доход одного из ведущих рекламных агентств Darcy вырос на 17% (по итогам первого полугодия), то в Украине этот рост составил все 100%. К тому же спад, прогнозируемый Zenith Media, не настолько велик, чтобы местный рынок ощутил на себе предсказанное падение, даже если этот прогноз оправдается. По крайней мере, резонанса среди сетевых агентств, представленных на украинском рекламном рынке, прогноз Zenith Media не возымел. Можно предположить, что если он и сбудется, то отголоски падения коснутся украинских игроков очень опосредованно.
Еще одна страна, влияние которой на мировой рекламный рынок трудно переоценить, — это Великобритания. В этом году рекламные расходы там сократятся примерно на 0,5%. Предыдущий прогноз годового роста составлял 3,6%.
Согласно докладу Zenith Media, положение в британской газетной рекламе за несколько последних месяцев уже изменилось к худшему.
Отрасль телевизионной рекламы Великобритании тоже пострадала. Как сообщает ВВС, рекламные поступления крупнейшего коммерческого телеканала ITV упали на 8,9%. Это самое большое падение за 50 лет существования канала. Уменьшение рекламных поступлений на европейском рынке телевизионной рекламы объясняется прежде всего тем, что большинство компаний только сейчас начали активно реагировать на прошлогодний резкий скачок расценок на эфирное время.
Если учесть тот факт, что в мире именно на телевизионную рекламу приходится львиная доля всех рекламных затрат, то начавшееся падение прибыли в этой сфере повлияет на финансовую картину в целом.
Газеты, на долю которых приходится чуть меньше поступлений, чем на телевидение, ощутят спад в сферах, которые еще недавно находились на пике: финансовой, компьютерно-технологической, телекоммуникационной.
Большинство других рынков, согласно последним прогнозам, будет расти, но меньшими темпами, чем предполагалось ранее. Европейский рынок вырастет всего на 3,6% против предполагаемых Zenith Media в апреле 5,9% роста.
На самом деле, даже нынешний неблагополучный прогноз не должен заслонять тот факт, что сегодня мировой рекламный рынок все равно больше, чем несколько лет назад. В этом году рекламные расходы на мировом рынке, даже с учетом предсказанного замедления, будут на 12% выше, чем два года назад.
По мнению Zenith Media, для рекламных агентств и издательских компаний замедление роста будет особенно болезненным, потому что предстоящий спад последует сразу после невиданного прошлогоднего роста. 2000 год был рекордным за последние 12 лет — рекламный рынок вырос более чем на 10,8%.
Валовый доход всех сетевых агентств, входящих в десятку крупнейших, в 2000 году вырос и составил в сумме по первой десятке $14,4 млрд. против $12,9 млрд. в 1999 году. Прирост затрат на прямую рекламу десятки крупнейших рекламодателей в 2000 году против 1999 года составил более $200 млн.
На фоне такого роста даже самое незначительное уменьшение расходов на рекламу будет контрастным.
Прогнозируемое Zenith Media падение рынка — это не конкретные финансовые проблемы конкретных рекламных агентств. По крайней мере, сегодня пока нет массовых примеров, указывающих на обратное. Речь идет о глобальном и не о таком уж значительном сокращении рекламных расходов крупных корпораций, которое, как уже было сказано, является вполне закономерным на фоне охлаждения крупнейших мировых экономик.
Комментарий
Международное сетевое агентство JWT (J. Walter Thompson) представлено в Украине р. a.Ark Thompson (соответственно входит в сеть JWT). Media Space International — выполняет медиа-баинговые услуги для Ark Thompson
Денис ЛАЗУРЕНКО , медиа - директор Ark Thompson/Media Space Int.:
CAM ПРОГНОЗ о возможном сокращение рекламного рынка США на 5%, уверен, уже имеет последствия для этой страны, так и за ее пределами. Для Украины же это едва ли повлечет за собой какие-нибудь серьезные изменения. Спаде размере 1-5% слишком мал для того, чтобы мы это почувствовали. И дело даже не в нашей "удаленности". Пока Украина представляет лишь потенциальный интерес для мирового инвестора, что несомненно сказывается на рекламном рынке.
Стоит отметить, что рекламный рынок Украины очень молод и несовершенен. Поэтому точно судить о тенденциях его развития и тем более прогнозировать поведение его игроков в будущем достаточно сложно.
Ситуация может развиваться по нескольким схемам. Например, какая-то транснациональная компания имеет несколько крупных рынков сбыта.
При том, что ее общие расходы на рекламу и продвижение товара будут сокращены, — некоторые регионы могут остаться приоритетными.
И если такая компания решит сократить расходы на продвижение продукта, то не обязательно, что сокращение придется именно на тот регион, к которому относится Украина. Не исключено, что компания выберет наш регион приоритетным. Тогда бюджет по нашему региону наоборот увеличится.
Другая компания расставит приоритеты таким образом, что она расширит свою деятельность в других регионах, а в Украине вообще прекратит свое существование.
Как именно будут развиваться события в отношении конкретно Украины — прогнозировать трудно, поскольку это будет определяться внутренней маркетинговой политикой каждой отдельно взятой компании.