Много пены из ничего

В свете грядущих новогодних праздников чрезвычайно актуальным становится вопрос приобретения праздничного напитка номер один — шампанского. В этот период процент подделок на рынке игристого вина необычайно высок. Отличить оригинал от фальсификата непросто
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

В свете грядущих новогодних праздников чрезвычайно актуальным становится вопрос приобретения праздничного напитка номер один — шампанского. В этот период процент подделок на рынке игристого вина необычайно высок. Отличить оригинал от фальсификата непросто. Производители дают ряд советов, как это сделать

В Украине уровень потребления шампанского носит четко очерченный сезонный характер. По словам начальника отдела маркетинга Киевского завода шампанских вин "Столичный" Валерия Романского, в декабре-январе, на стыке старого и нового годов, в стране продается шампанского почти столько же, сколько на протяжении остальной части года. Динамика рынка говорит о возрастании в это время продаж в 5-7 раз. При этом в 80% случаев покупатели останавливают свой выбор на полусладком шампанском под маркой "Советское". Не удивительно, что именно это игристое вино наиболее часто становится предметом фальсификаций. В общей же сложности, по оценкам Валерия Романского, в разгар праздничного сезона доля фальсификата на рынке достигает 30%.

Ныне "подпольщики" работают на удивление профессионально: они способны полностью воссоздавать системы защиты прошлых годов в том, что касается внешних атрибутов оригинальности бутылки и полиграфии. Это подталкивает крупных производителей вводить новые средства защиты, которыми "фальшивошампанники" еще не успели овладеть.

Впрочем, каждый борется с фальсификатами собственными методами. Мы выяснили, как защищают оригинальность своей продукции четыре крупнейших производителя шампанского в Украине, совокупная доля которых на рынке составляет 70% — Киевский, Одесский, Артемовский и Харьковский заводы шампанских вин. Вооружившись этой информацией, будет значительно проще выбрать на праздник бутылочку достойного игристого напитка, не боясь, что выбор пал на фальшивку.

Оригинальная защита

Киевский завод шампанских вин "Столичный" — лидер рынка (до 28%). В этом году в честь своего 50-летия завод решил не на словах, а на деле подтвердить свой лидирующий статус, отличившись, в том числе, и на стезе борьбы с фальсификациями. Выяснив, что все предыдущие средства защиты уже без проблем воссоздаются в кустарном производстве, завод с 2004 года ввел ряд новых защитных мер, которые призваны помочь покупателю определить оригинальность продукта.

Первое, на что стоит обращать внимание, это непосредственно бутылка. Таковая делается специально на заказ завода. Если вы не знакомы с оригинальной формой, обратите внимание на ее основание. По нижней кромке бутылки должна идти вылитая в стекле "гравировка" "Киевский завод шампанских вин".

Основные же защитные ресурсы находятся на этикетках. Во-первых, они делаются из специальной бумаги. Это достаточно дорогая рифленая бумага (в мелкую, ощутимую на ощупь клеточку). Во-вторых, контрэтикетка содержит "детектор качества": участок с серебряным напылением, при стирании которого появляется надпись "Справжня якість". Также киевской контрэтикетке присуща двусторонняя печать. Оторвав ее (сделать это легко, поскольку используется специальный нестойкий клей), на обратной стороне вы обнаружите анкету участника розыгрыша призов от за-вода.

Почти каждая пятая бутылка шампанского в украинских магазинах выпущена Артемовским заводом. Здесь средства защиты в этом году не обновляли, на что имеют свои причины. Во-первых, контроль качества в торговых точках завод осуществляет самостоятельно. Для этого функционирует служба мерчандайзеров: ее сотрудники знают малейшие детали оформления своего шампанского и профессионально выявляют фальсификат. Такой контроль служба осуществляет по всей Украине. Но, по словам представительницы аналитико-логистической службы завода Натальи Ковалевой, подделки под свою продукцию они обнаруживают нечасто. Наталья уверила нас, что каждая партия строго сопровождается необходимыми документами — сертификатом и удостоверением качества, копии которых должны присутствовать в торговой точке.

Можно определить оригинальность "Артемовского" самостоятельно, взяв в руки бутылку. На контрэтикетке должен присутствовать термознак: при обычной температуре он выглядит как белый квадратик, при охлаждении же до известной температуры на нем появляется логотип производителя "CS". Такую защиту подпольным производителям пока подделывать не под силу.

Что касается третьего крупнейшего производителя игристого вина в стране — Харьковского завода шампанских вин, то особым рвением защитить свою продукцию от подделок здесь не отличаются. По словам представителя маркетинговой службы Андрея Иващенко, завод практически не сталкивается с попытками подделать их продукцию. Андрей смог припомнить всего один случай за последние годы, когда специалисты предприятия выявили фальсификат. Это тем более странно, что средства защиты оригинальности в Харькове не обновляли уже много лет. Бутылка никаких знаков отличия не имеет. Разве что горлышко ее покрыто золотистым "колпаком" из фольги. При этом этикетка должна быть из блестящей металлизированной бумаги. Самым сильным ходом против фальсификаторов в харьковском шампанском является способ поклейки акцизной марки. В отличие от большинства, здесь акциз клеят не буквой "П" (с двух сторон горлышка через его верх), а буквой "Г" (марка заканчивается на верхушке горлышка).

Как нам сообщили в пресс-службе Одесского завода шампанских вин, никаких подделок своей продукции они до сих пор не выявляли. Исходя из этого, средств защиты оригинальности не применяли и в ближайшее время не планируют. Одесса использует самые обычные бутылки и этикетки, подделать которые современным "фальшивошампанникам" — проще простого.

В этом, да и в предыдущем случае советуем обращать внимание на признаки заводского производства (ровно наклеенные этикетки, аккуратные следы машинной поклейки, которые видны с противоположной стороны этикеток через прозрачное содержимое). А также следить за тем, чтобы на этикетке и контрэтикетке присутствовала исчерпывающая информация о производителе (штрих-код, адрес, контакты) и партии вина (дата розлива (6 цифр), номер партии (обычно 3 цифры).