НБУ курс:

USD

41,61

+0,10

EUR

43,82

--0,03

Наличный курс:

USD

41,90

41,85

EUR

44,30

44,15

Молодым везде у нас дорога

Руководящие посты в отечественных компаниях все чаще занимают довольно молодые люди. У некоторых из них пока нет солидного бизнес-образования, а у некоторых мало опыта работы в финансовой сфере. Эти люди сменили "зубров" — опытных руководителей советских

Руководящие посты в отечественных компаниях все чаще занимают довольно молодые люди. У некоторых из них пока нет солидного бизнес-образования, а у некоторых мало опыта работы в финансовой сфере. Эти люди сменили "зубров" — опытных руководителей советских времен, которые умели хорошо работать при плановой экономике, но не сумели выжить в новых условиях хозяйствования

Большинство специалистов по подбору персонала утверждают, что собственники развивающихся компаний предпочитают нанимать на работу не очень опытных, но смелых топ-менеджеров. Такая тенденция наблюдается сегодня во многих украинских компаниях. Это и определило изменение спроса на рынке труда. Если после длительного кризиса наиболее востребованными были руководители, которые могли спасать предприятия или обеспечивать их стабильность, то сейчас нужны люди, способные разрабатывать и реализовывать стратегию развития компаний. Об этом также свидетельствуют большие конкурсы в государственных и частных вузах на экономические и правовые специальности.
Молодой менеджмент должен принести компании, прежде всего, прибыль. Раньше руководство госпредприятий контролировало в основном денежные и материальные расходы. А рентабельность работы того или иного предприятия в конкретной отрасли оставалась приоритетом государства. Отечественные компании, которые хотят развиваться, все чаще охотятся за топ-менеджерами, способными не только управлять компанией, но и осуществить прорыв в бизнесе. Исходя из этого, по мнению большинства хедхантинговых агентств, это могут сделать лишь молодые менеджеры, которые не боятся рынка. То есть опыт работы на руководящих должностях сегодня не обязателен. Важно, как человек себя зарекомендовал в управлении. Так, сегодня в Украине есть очень хорошие менеджеры с большим опытом работы, но они считают, что компания может развиваться только согласно тем представлениям, которые у них сложились в результате их многолетней деятельности. Но для оперативного менеджмента, как оказалось, нужны молодые, пусть не настолько опытные, но очень подвижные менеджеры.

Методы управления

Компания, если хочет добиться успеха, должна использовать сегодня нетрадиционные для украинского бизнеса технологии. Этому способствуют также функциональные организационно-правовые структуры управления. Особенно важна командная (коллегиальная) система управления. А как показывает практика, опытные менеджеры, в отличие от молодых, используют централизованное управление. Только "молодежь" расположена к командной работе и к нетрадиционным путям развития бизнеса. По мнению экспертов, после 40 лет менеджеры уже достигают стабильности в жизни и в карьере и не хотят рисковать на запуске проектов. Тридцатилетние же стремятся к успеху и при этом гораздо менее скованны.
Еще одним плюсом молодого менеджмента является использование ими высоких и информационных технологий. Поэтому идеальный кандидат на должность топ-менеджера — это человек, закончивший один из ведущих вузов Украины и прошедший стажировку на Западе. А впрочем — это человек, который не боится новых технологий. К тому же следует сказать, что сегодня на резюме особого внимания не обращают. Большинство компаний определяют личные качества претендента в менеджеры самостоятельно. Чаще всего назначают испытательный строк работы в той или иной должности.
Опыт компаний, занимающихся управлением персоналом, свидетельствует, что все предприятия и фирмы ищут людей перспективных. В общем, нужны люди, которые могут строить бизнес и создавать коллективы, необходимые для его построения. Даже специалисты, проработавшие в западных компаниях и способные использовать лишь их опыт, уже не могут целиком удовлетворить запросы развивающихся отечественных компаний. Люди с "корочками", свидетельствующими о солидном бизнес-образовании, сейчас не всегда могут их устроить.
Вместе с тем, все приведенные выше аргументы в пользу молодых менеджеров вовсе не означают, что опытные и маститые управленцы перестали котироваться на рынке труда. Сегодня просто происходит дифференциация спроса в связи с формированием новых условий в развитии бизнеса. К тому же следует подчеркнуть, что существует определенное правило: в тех сферах деятельности, где уже пройден этап захвата ниши на рынке и компании начинают заниматься оттачиванием стратегических вопросов и внутренних процедур, там, где рынок поделен, и где у компаний маленькая маржа, по-прежнему предпочитают опытных, хорошо образованных профессионалов.

Менеджер нашего времени

Сегодняшний менеджер — это менеджер нового формата. Человек, который способен рисковать и брать ответственность за риски. Он не обременен отрицательным опытом в управлении и не боится новых преград. Одним словом, человек, который может в достаточно неопределенной ситуации выстроить реальный план развития для достижения конкретной цели, к примеру, увеличения объемов продаж продукции (услуг).
Однажды мне встретилась цитата одного известного доктора физико-математических наук. Он утверждал, что сегодня почти не осталось людей, способных мыслить системно. И с ним тяжело не согласиться. Именно такие менеджеры нужны сегодня отечественным компаниям. То есть люди, не зацикленные на решении внутренних задач компании, а способные видеть ситуацию в целом, обладающие системным мышлением. Это значит, что они могут четко ориентироваться на рынке, хорошо представляют свой сегмент бизнеса, основных игроков и профессиональное окружение.
Системность в бизнесе также включает в себя четкое представление о реальных ресурсах компании (как финансовых, так и человеческих).
Однако можно подумать, что это пустая теория. К тому же опытные кадры всегда болезненно воспринимают все новшества в компании. Но необходимо понимать, что именно из-за этого снижается потенциал развития компании, и чтобы этого не случилось, нужно создавать условия для внутренней конкуренции между персоналом.
А правила внутренней конкурентной борьбы напрямую зависят от типа организации и ее культуры. Например, уже давно отмечено, что для так называемых семейных компаний типична борьба между "своими" и "чужими", исход которой предсказать совсем нетрудно. Да, действительно, во всем мире существуют семейные компании, особенно в малом бизнесе. Беда в том, что эта практика в Украине распространяется даже на довольно крупные производственные компании. Именно поэтому многие толковые специалисты были вынуждены уйти из многих из них из-за того, что не могли занять ту или иную должность — предпочтение отдавалось "своим людям".
Тип внутренней конкуренции в компании, как правило, отражает философию ее руководства. А пока многие директора отечественных предприятий все же придерживаются лозунга "разделяй и властвуй". Такая тактика влечет за собой проблемы для самого собственника или руководителя.
Тем не менее, без внутренней конкуренции в компании не обойтись, утверждают специалисты. Но этот процесс нуждается в управлении. "Неорганизованная" конкуренция грозит компании склоками между сотрудниками, "подсиживанием" и общей демотивацией персонала. Все специалисты в сфере управления персоналом сходятся во мнении, что внутренняя конкуренция должна быть элементом мотивационной политики компании. То есть в современных организациях, управляемых командой лидеров, конкуренция — это не "подсиживание" на рабочем месте, а борьба за результат. Признаками такой конкуренции являются кадровые резервы, планы развития карьеры сотрудников, системы обучения и наставничества. Как правило, кадровый резерв предусматривает двух или трех претендентов на одну и ту же топ-позицию, каждый из них знает, по каким критериям будет выбран победитель, и это стимулирует каждого из претендентов профессионально расти, чтобы оказаться лучшим. Но такая цивилизованная конкуренция — удел пока немногих компаний. Многие из менеджеров даже не представляют себе, что такое кадровый резерв, или противятся его созданию.
Правило здесь простое: если корпоративная культура компании предполагает то, что каждый менеджер должен готовить себе замену, и это поощряется, то все менеджеры начинают относиться к этому положительно.

Справка. Высокий спрос на молодых лидеров обусловлен тем фактором, что молодые требуют за свою работу гораздо меньше денег. Даже на российском рынке в банковской сфере топ-менеджер с большим опытом работы обходится компаниям в $80000-$100000 в год, а менеджер с 2-х — 3-летним опытом "стоит" всего лишь $30 000-$50 000.

Цитата

Виктор ЮЩЕНКО:
— Пришло новое поколение молодых политиков — бизнесменов, общественных деятелей, у которых есть своя мотивация проводить изменения в стране. Без преувеличения можно сказать, что сегодня
у нас самое лучшее молодое поколение. Вспомните тех молодых людей, которые были журналистами, бизнесменами, банкирами десять лет назад, и сравните с теми, кто пришел в политику сегодня. Нельзя сказать, что нынешнее поколение — идеальное, но оно лучше.
Ему много дано, и много с него спросится.

Комменатрий

Олег САЛМИН, председатель правления "Укрнафты":


— Практически пятая часть работников "Укрнафты" — это люди в возрасте до 30 лет.
Я уверен: то, что в компании такой высокий процент молодых кадров, и является истинной причиной ее успехов. Потому что именно переход на современный менеджмент и, как следствие, эффективная организация деятельности позволили компании достичь финансовой стабильности и заложить стратегические ориентиры роста.
Нам нужны специалисты. Нам нужна молодая кровь, цепкие умы, свежие мысли, творческие реформаторские видения, я бы сказал даже — живые двигатели прогресса.
В наших планах сейчас такие грандиозные проекты, как реконструкция и модернизация газоперерабатывающих производств, соответственно, разрабатываются инвестиционные проекты. Нам нужны люди, которые будут все это реализовывать; нужны крепкие умелые работящие руки, в которые можно будет передать дело всей нашей жизни.