- Категория
- Экономика
- Дата публикации
МВФ меняет лицо
Ежегодное собрание МВФ и Мирового банка, которое начнется 26 сентября в Праге, даст ответ на вопрос, каким должно быть новое лицо этих организаций. Однако каким должен быть МВФ и каким он, судя по всему, будет, можно сказать уже сегодня
ПОЖАЛУЙ, впервые за всю историю Международного валютного фонда его плановое ежегодное собрание ожидалось самой организацией с таким нетерпением и опаской. В этот вторник, в Праге, где, собственно, и проходит саммит, было дано практическое начало процессу реформирования МВФ. Уже около двух лет, после завершения активной фазы глобального финансового кризиса, на разных уровнях обсуждается вопрос о необходимости перестройки всей деятельности, структуры и политики МВФ. Фонд, как наиболее компетентная международная финансовая структура, не смог ничего противопоставить кризису, а следовательно, дальнейшее его существование было поставлено под сомнение. Вряд ли МВФ грозил полный роспуск, однако необходимость кардинальных перемен вырисовывалась достаточно четко. К скорому началу реконструкции МВФ подтолкнул добровольный уход его главы — Мишеля Камдесю, которому оставалось пребывать на посту директора-распорядителя еще два года. Реформировать Фонд был призван его новый руководитель — Хорст Келлер.
Если вспомнить все предвыборные коллизии, предшествовавшие назначению Келлера на пост директора-распорядителя МВФ, то выбор именно его кандидатуры оказался вовсе не случайным. Среди прочих заслуг Хорста Келлера сегодня наибольшее внимание обращает на себя следующая: концептуальное изменение структуры и политики Европейского Банка Реконструкции и Развития, которое произошло преимущественно благодаря Келлеру. В течение полутора лет, с сентября 1998-го по январь 2000-го, когда немец возглавлял ЕБРР, эта организация превратилась из некоего механизма распыления денег по Восточной Европе именно в тот инвестиционный институт, который и задумывался при создании Банка. В ЕБРР был наведен именно идеологический порядок, были пересмотрены все инвестиционные проекты с точки зрения их общей рациональности, и скорректирована инвестиционная политика на будущее. Нечто подобное предстоит сделать Хорсту Келлеру и в МВФ.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaГоворя о необходимости реформ Фонда, в первую очередь предполагается изменение не столько самой структуры организации, сколько ее стратегии и политики. И это предстоит решить Хорсту Келлеру. В ходе саммита в Праге этот вопрос начинает все более четко вырисовываться.
Судя по всему, новый руководитель МВФ не зря потратил те месяцы, которые он возглавляет организацию. За этот период новый директор-распорядитель посетил три страны — Индонезию, Мозамбик и Гондурас.
МАРШРУТ вояжа был не случаен: правительства именно этих государств вот уже долгое время находятся под сильным давлением со стороны МВФ, который требует взамен за свои кредиты снижения тарифов на импорт сахара. Существующие тарифы на сахар в этих странах означают, что им приходится защищать свой внутренний рынок. Снятие барьеров на импорт сахара в обмен на кредиты МВФ выглядит, мягко говоря, как некая форма шантажа, если учитывать то обстоятельство, что внутренние рынки высокоразвитых стран обладают довольно высоким уровнем защиты от товаров, производимых в развивающихся государствах. Иными словами, МВФ используется в качестве инструмента давления на слабые экономики со стороны экономик развитых.
Сахарные тарифы — это только отдельный штрих к современной деятельности МВФ, но именно он, как считает сам Хорст Келлер, наглядно демонстрирует наличие тех слабых мест в политике МВФ, совокупность которых обезоружила Фонд во времена Азиатского финансового кризиса. Фонд, как крупнейшая глобальная финансовая организация, способствовал углублению пропасти между сильными и слабыми экономиками, хотя делать это был не обязан. Если сохранять тот уровень глобальности, которым обладает МВФ, то, в первую очередь, следует изменить отношение Фонда к кредитируемым членам. На практике это изменение должно осуществиться благодаря увеличению степени участия представителей развивающихся экономик в процессе принятия Фондом различных решений. Х.Келлер видит выход в изменении структуры руководящего совета МВФ. Совет, как известно, насчитывает 24 члена, большинство из которых — представители высокоразвитых промышленных стран (Африка, к примеру, имеет только 2 места). Правда, каким образом будет происходить реформа совета директоров Фонда, сегодня пока мало понятно. Возможно, число постоянных членов будет увеличено, во всяком случае, вариант, при котором некоторые старожилы утратят свой постоянный статус, а кто-то новый его обретет, маловероятен. Крупнейшие доноры организации вряд ли захотят терять свое влияние в Фонде, а в этом кроется скрытая угроза всем благородным начинаниям Хорста Келлера.
"Я хочу, чтобы руководители Фонда принимали те решения, которые являются правильными, а не те, которые выгодны тем или иным правительствам", — заявляет глава МВФ. Следовательно, кому-то придется поступаться своими амбициями.
Впрочем, чтобы принимать правильные решения, необходимо определиться, что именно является правильным, а в данном частном случае необходима четко сформулированная концепция будущей политики Фонда. Концепция существует, и ее постарается довести до заинтересованных лиц Хорст Келлер. И воплотить в жизнь, конечно, тоже.
Акцент на увеличении значения развивающихся стран в деятельности МВФ является частью политики будущего Фонда и предполагает равнозначное участие как развивающихся экономик, так и развитых, т.е. уравнивание их прав и возможностей внутри руководящего состава организации. Таким образом Фонду удастся сконцентрировать внимание исключительно на общих проблемах таких разных стран и экономик. Несложно предположить, что эти проблемы будут носить только глобальный характер, иначе общими для всех они попросту не будут. В этом и состоит суть реформ МВФ. Вся деятельность Фонда будет сконцентрирована на достижении и сохранении общемировой экономической стабильности, и вопросы компетенции МВФ будут касаться общих принципов фискальной, монетарной и курсовой политики. Из этого следуют изменения в общей системе инвестирования стран со стороны МВФ. Фонд намерен предоставлять кредиты только в том случае, если их использование будет реально влиять на улучшение ситуации в глобальном масштабе. С экономическими проблемами внутреннего характера странам придется бороться самим. В данном контексте, например, предполагается, что инвестирование государств Восточной Европы, других развивающихся рынков со стороны Фонда будет прекращено. МВФ претендует на роль доктора глобальной экономики в целом, лечением ее отдельных частей будет заниматься Мировой банк. Таким образом, произведено новое распределение функций между МВФ и Мировым банком.
Говоря о реформах Международного валютного фонда, следует осознавать, что им придется еще пройти достаточно длинный путь на пути своего становления. Ежегодное собрание Фонда в Праге только представит концепцию того, какой должна стать организация. Время принятия конкретных решений еще не пришло, но оно уже близко. Собрание в столице Чехии является хорошей возможностью общения для всех заинтересованных лиц. Пражский саммит будет длиться девять дней, но только три дня со вторника по четверг будет проходить непосредственно ежегодное собрание МВФ и Мирового банка. На нем, возможно, и будут озвучены первые реальные механизмы реформирования.