"Мы хотим развивать нормальные партнерские отношения с металлургами"

За последний год компания "Киеввтормет" превратилась из столичного ломозаготовщика в крупный холдинг, способный охватить до 25% рынка вторичных металлов. Позиция руководства группы предприятий играет немаловажную роль в переговорах с металлургами и госуда
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

За последний год компания "Киеввтормет" превратилась из столичного ломозаготовщика в крупный холдинг, способный охватить до 25% рынка вторичных металлов. Позиция руководства группы предприятий играет немаловажную роль в переговорах с металлургами и государством. О состоянии отрасли вторичных металлов и ее перспективах мы беседуем с генеральным директором ЗАО "Киеввтормет", председателем наблюдательного совета Ассоциации "Втормет" ВАЛЕНТИНОМ МАКАРЕНКО

— Насколько комфортно вы себя чувствуете на рынке?

— К сожалению, на рынке имеет место открытое противостояние металлургических комбинатов и заготовителей лома. С моей точки зрения, проблемы возникают из-за позиции металлургов по отношению к своим поставщикам. С их точки зрения, мы должны "работать" на потребности метпредприятий, а не развивать с ними нормальные партнерские отношения.

Сегодня уместно говорить о перераспределении возможного дохода, причем в пользу не государства, а одних частных компаний за счет других. На протяжении последних двух лет экспортная пошлина в 30 евро является камнем преткновения в переговорах с Евросоюзом и ВТО. Это признают ряд министерств и ведомств. Принципиально эта пошлина не изменила ситуацию на рынке и даже возымела обратный ожидаемому эффект: существенно повысились закупочные цены для металлургических комбинатов. Интересно также, что с позиции бюджетных поступлений, экспортеры лома являются более выгодным предприятием, нежели гигантские металлургические комбинаты за счет предварительной оплаты 30-евровой пошлины в бюджет.

По-моему, речь идет просто о непродуманной государственной политике в ГМК.

— В бюджете-2005 до недавнего времени присутствовала норма о невозврате НДС экспортерам лома черных металлов.

— Это так. Но, к счастью, мы сумели доказать парламентариям несуразность сложившейся ситуации. Мы предлагали или снять этот пункт как таковой, или же исключить возврат налога на добавленную стоимость по всей цепочке. Если, по мнению налоговой администрации, природа возникновения НДС в этом бизнесе является сомнительной, то почему одним экспортерам лома не возвращают НДС, а другим, по сути таким же экспортерам, в виде квадратной заготовки или сляба налог возвращают?

По нашим расчетам разница в ценах в такой ситуации в прямом отношении составляет до $ 70. Если бы эту сумму получал бюджет, то это еще куда ни шло. Однако ее получает конкретный хозяйствующий субъект, находящийся к тому же в частных руках. Это неприемлемая политика двойных стандартов.

— Сегодня сырьевые потоки в металлургии по сути распределяются вручную при участии Минпромполитики. Насколько эффективен балансовый метод на практике?

— Такой баланс вполне жизнеспособен при выполнении нескольких простых условий. В идеале он предполагает справедливое распределение сырьевых потоков с приоритетным обеспечением потребностей внутреннего рынка. Мы не раз говорили о том, что наиболее эффективным способом распределения является квотирование поставок и самоограничение экспорта.

Это наиболее цивилизованный способ решения проблемы рыночными методами. Плюс мы не выносим сор из избы и не оправдываемся перед Евросоюзом и другими международными организациями. А та политика, которая практикуется по отношению к отрасли сегодня — не что иное, как давление власти с помощью административно-финансовых рычагов.

— Но как показывает практика таких балансов, они довольно часто нарушаются…

— Баланс хорош только в одном случае — когда учтены интересы всех сторон. Если он нарушается, значит, что-то не так. Если металлургические комбинаты Украины не платят или платят с задержками, а иностранный покупатель дает деньги вперед, то куда пойдет лом? Мы готовы работать по так называемому "остаточному принципу": сначала обеспечить потребности своих производителей и только оставшиеся объемы направить на экспорт. При условии стабильных закупок и своевременной оплаты, которая дает нам возможность оказаться по меньшей мере не в минусе, лом поставляется без проблем.

— За последние два года существенно увеличил свое присутствие на рынке "Киеввтормет" и российский МАИР. По-вашему, трансформация этого бизнеса из мелкого и среднего в крупный сможет улучшить возможности лоббирования его интересов?

— Думаю, что только путем укрупнения можно поднять отрасль в интересах не только ломозаготовителей, но и самих металлургов. Своего рода персонализация отрасли даст возможность навести в ней порядок, уйти от тех теневых схем и принципов работы, которые, к сожалению, встречаются и в нашем бизнесе. Кроме того, крупная компания обладает финансовыми возможностями для инвестирования средств в модернизацию. В то же время, если реальных инвестиций в бизнес нет, это является сиюминутным зарабатыванием денег. Такие фирмы не станут заботиться ни о чистоте своих рядов, ни о прозрачности своего бизнеса.

— То есть, по-вашему, эффективное предприятие на этом рынке — это крупное предприятие?

— Безусловно. Кроме прочего, такое предприятие позволяет снизить себестоимость выпуска продукции, наладить систему заготовки, повысить ответственность заготовителей перед внутренним рынком, а также иметь определенные гарантии потребителя по объемам и срокам поставки.

— Как вы считаете, нынешние сдвиги в украинской политике возымеют свое действие применительно к проблемам ГМК?

— Думаю, демократический путь развития прежде всего предполагает наличие места для другого мнения, которое отдается не пустым звоном в ушах чиновников. Будут или не будут решены проблемы в металлургической и ломозаготовительной отраслях, покажут действия правительства и парламента в ближайшем будущем. Главный позитивный момент происходящих в стране изменений — то, что отныне госорганы не станут заниматься лоббированием интересов одной отрасли в ущерб другой. У нас нет "приоритетных" секторов экономики, а есть субъекты хозяйственного права, есть предпринимательская деятельность. Не думаю, что предприятие "Киеввтормет" имеет меньше прав в этой стране, чем какое-либо другое.

— У производителей железорудной продукции, коксохимов и ломозаготовителей проблемы практически одни и те же. Были ли какие-то попытки объединения для отстаивания своих интересов?

— В принципе это так, у наших проблем особого разнообразия не наблюдается. Нынешний принцип работы с сырьевиками достаточно прост: закрыть весь экспорт — и тогда некуда будет деваться; а если не закрыть, то сделать его настолько не выгодным, что предприятия хочешь-не-хочешь заработают в одном направлении. Ассоциация вторичных металлов уже обращалась к аналогичным структурам других сырьевых отраслей. Думаю, мы сможем прийти к пониманию общности наших проблем. У всех у нас есть свои акционеры, которые желают, чтобы эти предприятия работали и приносили свой доход. Мы должны сделать все возможное, чтобы нынешние методы работы с сырьевыми отраслями не были актуальными в 2005 году.