"Мы получим полностью средства от приватизации в этом году" — считает первый заместитель министра финансов Анатолий Максюта

Правительство завершает формирование бюджета 2006 года. Ожидается, что уже в конце августа — начале сентября главный финансовый документ страны будет рассмотрен на заседании Кабинета Министров. Несмотря на заявления об усилении инвестиционной составляющей

Правительство завершает формирование бюджета 2006 года. Ожидается, что уже в конце августа — начале сентября главный финансовый документ страны будет рассмотрен на заседании Кабинета Министров. Несмотря на заявления об усилении инвестиционной составляющей в расходах государства, основные усилия будут направлены на поддержание социальных выплат из госбюджета.Об особенностях бюджетного процесса "Инвестгазете" подробно рассказал первый заместитель министра финансов Анатолий Максюта

— Как известно, до 15 сентября бюджет должен быть подан в парламент. На какой стадии находится процесс разработки этого документа?

— Сейчас уже составлен предварительный прогноз доходов, расходов и объем дефицита будущего бюджета. Мы информировали главных распорядителей бюджета о предельных объемах выделяемых средств и переходим к согласованию позиций. Обычно согласование бюджетных запросов с министерствами проводится на специальных встречах или так называемых бюджетных конференциях. В ближайшее время планируется провести встречу с местными органами власти, при участии общественных организаций, для обсуждения проблем формирования местных бюджетов. В конце августа — начале сентября мы ожидаем рассмотрения проекта бюджета на заседании Кабмина, и тогда уже будет выработана совместная позиция правительства.

— В экономике в последнее время наблюдается снижение темпов роста ВВП и рост инфляции, и эти показатели существенно отличаются от запланированных. Известно, что Минэкономики уже заявляло о возможности пересмотра прогноза 2005 года. Так какие показатели закладываются при расчете бюджета на следующий год?

— На сегодняшний день Министерство экономики официально не пересматривало показатели макропрогнозов на 2005-2006 годы. Судя по результатам последних семи месяцев, показатель инфляции за 2005 год будет в рамках прогнозируемого, а показатель экономического роста, очевидно, будет пересмотрен. Что касается влияния на бюджет, то мы в рабочем порядке пробуем корректировать свои расчеты.

Правда, следует заметить, что прогноз доходной части бюджета всегда делают на основе как экономического прогноза, так и доходов за предыдущий период. На данный момент, даже несмотря на снижение темпов экономического роста, увеличиваются бюджетные доходы. Например, у нас наблюдается прирост по сравнению с прошлым годом доходов от таможни и рост на 80-90% позитивного сальдо по налогу на добавленную стоимость. При этом изменения в нынешнем году как в налоговом законодательстве, так и в бизнес-климате, конечно, вносят определенные трудности в прогнозирование показателей на 2006 год.

Прирост доходов бюджета в следующем году будет, конечно же, меньшим, чем в 2005-м — эффект влияния большинства факторов (например, борьба с контрабандой или с махинациями при уплате НДС) уменьшится.

— Планируются ли существенные изменения в налоговом законодательстве?

— Кардинальных изменений не предвидится. Кабмин готовит программу снижения налоговой нагрузки, но мы должны сопоставлять нынешние высокие социальные выплаты с нашими возможностями. Учитывая особенности следующего года, социальные выплаты не будут снижаться. Поэтому программа будет своеобразным ориентиром для бизнеса. Она предусматривает снижение налогов в среднесрочной перспективе. Главная идея программы состоит в том, чтобы показать обществу и инвесторам прогнозированность налоговой политики Минфина в средне- и долгосрочной перспективе. При этом акцент делается не только на снижение налоговых ставок, но и на поиск новых баз налогообложения, которые сейчас не облагаются налогом, тем не менее, приносят сверхприбыль. Например, введение налога на недвижимое имущество будет предусматривать невысокие ставки налогообложения, но поможет вести учет недвижимости в стране.

— Что вы можете сказать о будущем единого социального налога?

— Хочется верить, что будущее есть. Конечно, администрировать один сбор в Государственный социальный фонд легче, чем в четыре: в Пенсионный фонд, Фонд временной потери трудоспособности, Фонд безработицы и Фонд страхования от несчастных случаев. Но тогда остается острый вопрос о разделе средств единого вноса между этими фондами. Это сложный вопрос, и он требует взвешенного подхода при рассмотрении всеми сторонами: работодателями, государством и профсоюзами, которые управляют некоторыми фондами совместно.

— В какой форме будет реализовываться программа государственных инвестиций в экономику?

— Инвестиционная составляющая бюджетной политики в следующем году является ограниченной в связи с акцентом бюджетных расходов на социальные программы.

Суть всех этих программ заключается в том, чтобы сместить акцент от прямого государственного финансирования из бюджета к механизмам удешевления кредитов под эти программы (например, компенсация государством процентной ставки). То, что деньги являются не бюджетными, а кредитными средствами, заставит бюджетных распорядителей на местах более ответственно относиться к их распределению. Сейчас готовится проект со Всемирным банком по привлечению средств для этих целей. Таким образом планируется финансировать капиталовложения в инфраструктуру в регионах.

— С какой целью проводится очередной выпуск еврооблигаций на 600 млн. евро? Это своеобразная страховка на случай недопоступления средств от приватизации в этом году?

— Этот выпуск расценивается нами как плановый заем, вырученные деньги от которого пойдут на сбалансирование нынешнего и будущего бюджетов. Мы считаем, что в этом году доходы от приватизации будут получены.

— Каковы особенности долговой политики бюджета?

— Как и в предыдущие годы, планируется покрывать бюджетный дефицит за счет поступлений от приватизации. Конечно, будет проводиться работа по уменьшению объема долга. Планируем также работать на внутреннем рынке долговых инструментов, но это не значит, что мы откажемся от дешевых внешних займов.

— В рамках планируемой админреформы разрабатывается ли новая модель финансовых отношений между регионами и центром?

— Министерство ведет работу в этом направлении. В частности, среди позитивных моментов такого шага можно отметить то, что расширение полномочий бюджета даст регионам деньги, которые смогут на первых порах поддержать и активизировать бизнес-деятельность на местах. Тут финансовые интересы страны, конечно, тесно переплетаются с вопросом админреформы.

— Смогут ли местные бюджетные распорядители эффективно и профессионально использовать возросшие поступления?

— Действительно, громогласные лозунги типа "Больше полномочий и денег местным бюджетам!" могут привести страну к фиаско. Внутренние межуровневые противоречия и нехватка кадров — это основные проблемы и административной реформы, и вопросов эффективного использования бюджетных средств. Но с другой стороны, как там могут появиться кадры, если на периферии нет элементарных приемлемых условий жизни и все тянутся в урбанизированные центры?

Немаловажным фактом является также понимание ответственности за принятие решений по использованию возросших поступлений. Например, казалось бы, такое позитивное решение местных властей о выделении средств на постройку школы тянет за собой массу вопросов для центральных финансовых органов страны, касающихся ее комплектации, заработной платы учителей, оплаты коммунальных услуг. Однозначно, вопрос увеличения полномочий местных бюджетов должен рассматриваться параллельно с персонифицированной политической и юридической ответственностью и эффективной системой контроля.