Мы видим проблемы и предлагаем рекомендации

Так описывает свою работу с органами государственной власти СЕРГЕЙ МАКАРЕНКО, менеджер по корпоративным вопросам British American Tobacco Украина

Так описывает свою работу с органами государственной власти СЕРГЕЙ МАКАРЕНКО, менеджер по корпоративным вопросам British American Tobacco Украина

Специалисты, обеспечивающие в коммерческих компаниях связь с чиновниками, нередко сами ими были. Сергею Макаренко с его опытом тоже несложно найти общий язык с госслужащими.

— Кто представляет вашу компанию во время переговоров с органами власти?

— В компании существует отдел корпоративных связей, основная задача которого заключается в установлении эффективного диалога со всеми заинтересованными сторонами. Причем "заинтересованные стороны" — это не только органы власти, но и сотрудники компании, наши деловые партнеры, многочисленные негосударственные организации и, конечно же, средства массовой информации.

— Кем вы работали до получения нынешней должности?

— Я начал свою работу в компании "British American Tobacco Украина" в 1998 году, а до этого моя деятельность не была связана с табачной индустрией. Но опыт, который я получил во время работы в органах государственной власти, конечно же, пришелся кстати. До этого мне довелось поработать в Верховной Раде Украины (был депутатом первого созыва), в Администрации президента Украины и Кабинете Министров, я принимал участие в становлении Ассоциации городов Украины. В тот период сферой моих интересов было становление местного и регионального самоуправления в Украине. Приглашение в "British American Tobacco Украина" было несколько неожиданным, но возможность работы в крупной международной компании меня заинтересовала. Сегодня я понимаю, что это было правильным решением. Работа непростая, но интересная.

— В чем она заключается?

— Сотрудничество нашей компании с органами власти — законодательными и исполнительными — осуществляется, в основном, в форме предоставления аналитических материалов, проведении экспертизы проектов решений, участия в рабочих группах по тем или иным вопросам. Основные сферы сотрудничества — это проблемы государственного регулирования табачной отрасли. Мы поддерживаем государственное регулирование производства и оборота табачной продукции, поскольку серьезно и ответственно относимся к производимой нами продукции. Ведь ни для кого не секрет, что наряду с удовольствием курение связано с рисками для здоровья курильщиков. В то же время обременительное для легальных представителей отрасли регулирование может иметь также негативный эффект — обратный тому, на что рассчитывают его инициаторы. Поэтому мы отстаиваем рациональное, обоснованное регулирование, адекватное значимости проблем, которые оно призвано решать.

— Каким образом?

— Мы видим, какие проблемы существуют или возникают в отрасли, и предлагаем органам власти учесть наши рекомендации относительно способов их решения. Мы всегда предоставляли государственным органам комплексную и объективную информацию по вопросам, связанным с нашей промышленностью, и намерены так поступать и в будущем. Мы в состоянии делать это профессионально и ответственно — как ни крути, именно в табачных компаниях сконцентрированы специалисты по вопросам регулирования табачной отрасли.

— Как происходит консультирование?

— На основе опыта работы компании более чем в 180 странах мира мы формулируем наши предложения по той или иной проблеме, направляем в соответствующие органы власти обращения, содержащие нашу позицию и рекомендации по их решению. Конечно, органы власти иногда хотят знать общую, консолидированную позицию отрасли. Своеобразным "голосом" индустрии выступает ассоциация "Укртабак", объединяющая крупные табачные компании, которые работают в нашей стране, или Ассоциация СОВАТ, представляющая интересы компаний, которые обеспечивают потребности более 60% табачного рынка.

— Джиарщики компаний объединяются для лоббирования интересов табачной индустрии?

— К сожалению, слово "лоббизм", являясь нормальным термином в англоязычных странах, в Украине себя дискредитировало, поскольку ассоциируется со взяточничеством, стремлением достичь конкурентных преимуществ путем "протягивания" через органы власти тех или иных решений. Да, работая прозрачными и чистыми методами, мы не достигаем порою каких-то позитивных результатов. Не исключаю, что во время подготовки, например, Закона Украины "Про заходи щодо попередження та зменшення вживання тютюнових виробів і їх шкідливого впливу на здоров'я населення", который недавно был принят Верховной Радой, кто-то и рассчитывал на то, что представители табачной промышленности будут предлагать "деньжищи" для "решения вопроса". Но, говоря о своей компании, я могу сказать с полной ответственностью, что этого никогда не было и не будет. Мы пропагандируем публичный диалог между властью и бизнесом и убеждены, что когда-нибудь это будет нормальным явлением для Украины. Но это произойдет тогда, когда лоббизм будет восприниматься как защита своих прав и свобод, а не отстаивание узких корпоративных интересов.

— Как строятся отношения вашей компании и органов власти?

— Могу привести пример эффективности диалога между нами и властью. В конце 90-х годов большой проблемой в Украине была контрабанда сигарет. Так, в 1999 году объемы нелегальной табачной продукции на нашем рынке составляли около 30%, значительную часть от этого объема — контрабанда недорогих сигарет из России. Для нас причина проблемы была очевидна — существенная разница в акцизном налогообложении табачной продукции в Украине и Российской Федерации. Был проведен ряд консультаций между представителями Кабинета Министров, Верховной Рады и табачной промышленности. Наши аргументы были услышаны и восприняты — ставки акцизного сбора были снижены и установлены на уровне российских. Без существенных административных усилий контрабанду сигарет в Украину удалось остановить, а доходы государственного бюджета выросли в несколько раз! Как результат, в прошлом году поступления в бюджет страны от акцизного сбора с табачных изделий составили почти полтора миллиарда гривен, что в 3 раза больше, нежели, скажем, в 2001 году. Кстати, на сегодняшний день нелегальная табачная продукция — будь то контрабанда или фальсификат — составляет менее 1% всего объема рынка, а в 2000 году — превышала 30%.

— Какие органы государственной власти наиболее легко идут на контакт?

— Сейчас нам легче взаимодействовать с финансово-экономическим и аграрным блоком в правительстве и парламенте. Примером же неконструктивного подхода к решению вопросов для нас является позиция бывшего руководства Минздрава и соответствующего комитета в Верховной Раде. Как пример могу назвать работу над недавно проголосованным Верховной Радой Законом Украины "Про заходи щодо попередження та зменшення вживання тютюнових виробів і їх шкідливого впливу на здоров'я населення". Процесс разработки законопроекта проходил "за закрытыми дверьми", мнение специалистов табачной промышленности игнорировалось, не учитывалась ни реальная ситуация в Украине, ни опыт других стран. Представители табачной отрасли были готовы предоставить комплексный анализ законопроекта и всю необходимую информацию о международном опыте, но нас не пустили за стол переговоров.

— Общаетесь ли вы с чиновниками в неформальной обстановке?

— Мне больше импонирует термин "эксперты". Общение с людьми, которые работают в органах государственной власти, долгие дискуссии по согласованию позиций и выработке приемлемых решений — это сложный и длительный процесс. Поэтому, безусловно, порою завязываются приятельские отношения. Кроме того, со многими я поддерживаю дружеские отношения еще со времен своей "прежней" жизни.