Мыслить авангардно

Стремление компаний к успеху побуждает их искать новые подходы к организации и управлению бизнесом, выведению на рынок наиболее конкурентоспособных продуктов. Для достижения этих целей вся "жизнедеятельность" организаций должна быть построена по-новому, п
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Стремление компаний к успеху побуждает их искать новые подходы к организации и управлению бизнесом, выведению на рынок наиболее конкурентоспособных продуктов. Для достижения этих целей вся "жизнедеятельность" организаций должна быть построена по-новому, прогрессивно и креативно

Инновационный менеджмент — это система управления инновациями и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. По сути, это вид управления, нацеленный на решение задач развития и достижения неоспоримого конкурентного преимущества.

Процесс управления инновациями нацелен на удовлетворение перспективных потребностей рынка, а также на соответствие его уже существующим стандартам. Этот процесс включает сферу реформ в области технологий производства, выпуск абсолютно новой продукции, применение новых схем в организации бизнес-процессов.

Основная задача инновационного менеджмента — наладить работу организации так, чтобы постоянно происходил процесс производства ноу-хау. Также принципиально важно создание условий для эффективного применения "родившихся" идей. Использование инновационного управления необходимо всем компаниям вне зависимости от жизненного цикла или сферы деятельности. "Управленческих инноваций требует изменение конкурентной среды или стремление компании изменить свое положение на рынке", — считает руководитель пресс-службы компании "Квазар-Микро" Сергей Кравченко. "Не стоит также забывать о неизбежном моральном старении предлагаемых продуктов и услуг, постепенном снижении эффективности существующих подходов к управлению. Наконец, будущее обязательно рождает новые революционные идеи, которые переворачивают мир. Мы считаем, что управление изменениями должно стать одной из ключевых задач регулярного менеджмента",— продолжил он. Вместе с тем, по мнению руководителя отдела маркетинга компании "Воля" Андрея Метельского, "врагами инновационного подхода являются такие вещи, как устоявшиеся традиции компании, поклонение перед классическим научным подходом к работе. Поэтому инновационный менеджмент — это прежде всего открытый разум для новых идей, подходов и событий".

Виды и проявления

Инновационный менеджмент как подход в бизнесе имеет две основные сферы проявления. В первом случае речь идет об инновативности в производстве товаров или услуг. Ориентируясь на передовые мировые тенденции, выявляя предпочтения потенциального потребительского сообщества или же реализуя свое собственное ноу-хау, компания выводит на рынок товар-новинку. Причем иногда к правильному восприятию и потреблению так называемого "инновационного прорыва" потребителей приходится готовить — воспитывать культуру потребления предложенного продукта. За это поле деятельности в компаниях, как правило, отвечают маркетинговые подразделения.

Во втором случае инновационный менеджмент выступает одним из методов управления ресурсами предприятия. Ведь чтобы генерировать идеи, нужно работать иначе, по прогрессивным стандартам и правилам, отличающимся от традиционного менеджмента. В украинских реалиях он сводится к адаптации уже существующих новшеств, которые прошли проверку "на прочность" на Западе. В пользу такого утверждения красноречиво свидетельствуют комментарии привлеченных к обзору экспертов, в ходе которых инновационными были названы следующие технологии управления: система управления производством just-in-time, бенчмаркинг, реинжениринг бизнес-процессов, управление качеством, использование аутсорсинга и т. д. Основополагает инновационный подход к бизнесу несомненно руководитель, но для создания атмосферы, благоприятствующей возникновению передовых идей, нередко формируется и специальный отдел. "Управленческие инновации находятся в сфере компетенций департамента стратегического развития. Но при этом любой руководитель волен при необходимости менять структуру своего подразделения и использовать наиболее оптимальную с его точки зрения схему менеджмента. Не последнюю роль в осуществлении инновационной стратегии компании играют ее сотрудники",— иллюстрирует опыт своей компании руководителя департамента по корпоративным связям "Киевстар" Жанна Ревнова.

Стратегический подход

Построение инновационной политики компании начинается с выбора стратегии. Наиболее распространенные две: наступательная и защитная. Многие эксперты считают, что стать лидерами рынка могут лишь те компании, которые научились самостоятельно генерировать идеи и регулярно презентовать рынку ноу-хау как в области предо-ставления услуг, так и в демонстрации наиболее современных методов управления. То есть фирмы, исповедующие наступательную стратегию. В то же время Василий Терещенко, директор по развитию бизнесов корпорации UBG, отметил, что высокоэффективным для закрепления позиции на рынке может быть и использование адаптационной стратегии. Это возможно лишь в том случае, если компания организовала оперативное получение информации об изменениях внешней среды бизнеса и имеет возможность быстро на нее отреагировать.

Следует заметить, что много крупных предприятий используют альтернативный вышеупомянутым стратегиям вариант — смешанную стратегию. Она применяется в случае, если производство инноваций осуществляется от случая к случаю, при этом на постоянной основе происходит улучшение качества продукции и сервиса компании. На практике также часто используется лицензионная стратегия: покупка у разработчиков новинки прав на ее воспроизводство и использование.

Производство новаций

Любая стратегия инновационного менеджмента должна быть выражена в миссии и принципах работы компании. Ведь это основополагающие понятия, задающие порядок работы в организации. "Еще одним важным критерием, который предопределяет возникновение "духа инновационости", выступает сложившаяся корпоративная культура предприятия, которая может либо поощрять, либо рубить на корню все новые идеи и предложения, отличающиеся от устоявшихся правил или мнения руководства",— рассказывает Андрей Метельский.

Главным источником создания инновационных идей в бизнесе выступают и сотрудники организации. По мнению Жанны Ревновой, использование внутренних интеллектуальных ресурсов компании является одним из главных инструментов инновационного менеджмента. Ведь кто лучше собственных работников может придумать, как сделать существующую систему более эффективной и выявить новые потребности клиентов? В этом аспекте особенно актуальным становится вопрос управления идеями сотрудников, создание благоприятной для их творчества атмосферы. "Для этого у нас внедрена система регулярного тренингового обучения, проводятся конкурсы новых идей, а из числа наиболее активных менеджеров и специалистов организована и постоянно действует Школа талантов", — рассказала Жанна Ревнова.

Причем в ходе проведенного нами исследования выяснилось, что практика создания групп, школ, программных продуктов, проведения собраний и встреч, нацеленных на выявление и развитие новаций, применяется достаточна широко. Одним из вариантов содействия формированию прогрессивных идей в компании поделилась специалист по персоналу компании "Бритиш Американ Тобакко Украина" Юлия Логвиненко.

"Инновативность внутри нашей компании поддерживается с помощью системы управления идеями. Создан отдельный внутренний орган из представителей разных отделов, где рассматриваются предложения сотрудников. Идеи оцениваются по нескольким критериям: креативность, влияние на бизнес, уровень перспективных улучшений, ожидаемая финансовая выгода. В соответствии с полученной суммой баллов по критериям сотрудник получает вознаграждение — от письма-благодарности до значительной премии", — поясняет Юлия Логвиненко.

Материализация идей

Некоторые эксперты справедливо отмечают, что сама по себе атмосфера возникновения идей еще не залог успеха инновационного курса компании. Так, Василий Терещенко убежден, что не важно, как возникла сама идея инновации, так как ключевым моментом успеха для компании является процесс ее внедрения. "Быть в этом первыми — вот на что должна быть нацелена политика предприятия, которое претендует на высокую конкурентоспособность", — говорит эксперт.

В целом механизм адаптации нововведений на предприятии находится в сфере компетенции проектного менеджмента. Опыт внедрения инноваций компании "ТАС-Комерцбанк", по словам заместителя председателя правления Сергея Попенко, основывается на создании проектных групп, в которых работают люди из разных функциональных областей, объединенные общей идеей. "Процедура составления плана действий по внедрению инноваций стандартна, как и для любого проекта. При этом для компании важно не направлять все усилия своих сотрудников на адаптацию нововведений, а сохранить выполнение ими обязательных работ, необходимых для полноценного функционирования предприятия",— считает г-н Попенко.

В любом случае, как справедливо отметила Жанна Ревнова, "реализация инновационного менеджмента — это еще не стопроцентная гарантия успеха бизнеса. Существует ряд факторов, которые могут либо усилить, либо ослабить его эффективность. Например, компания должна быть не только нацелена на финансовый успех, но и применять честные, прозрачные методы ведения бизнеса, с огромным уважением относиться к своим клиентам, а также четко осознавать свою социальную ответственность перед обществом".

Комментарий специалиста

Павел Шеремета, декан Киево-Могилянской бизнес-школы

Инновационный менеджмент — это организация процесса генерирования, разработки и внедрения инноваций в компании. Его ключевым фактором является дисциплина на предприятии, ориентированная на внедрение решений. С одной стороны, для успешного создания ноу-хау нужно стимулировать креативность в компании, а с другой — дисциплину и последовательность.

К использованию инноваций прежде всего ведет усиление конкуренции на локальных и глобальных рынках. Иностранные и местные компании активно борются за рыночные ниши, а для победы в этой борьбе как раз и нужны инновации. Следует отметить, что в этом плане украинцам присущи определенные особенности менталитета — например, избежание неопределенности. Да и люди в принципе не очень любят перемены, так как они выводят из состояния привычности и комфорта.

Внутренние факторы, необходимые для внедрения инноваций, включают постоянное стремление к повышению эффективности работы компании, причем на уровне стратегии, а не только на уровне процессов. Кроме того, важным условием построения эффективного инновационного менеджмента является борьба за талантливых сотрудников, которая усиливается с каждым годом.