"На обмане отношения не построишь", — считает один из акционеров компании "Беарс Капитал Менеджмент" Анна Турчина

Опыт компаний свидетельствует, что для дальнейшего роста необходимо дополнительное финансирование. Как правило, для этого привлекают инвесторов. Обычно их поиск сопряжен с трудностями и довольно большими затратами. Как показывает практика компании "Беарс
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Опыт компаний свидетельствует, что для дальнейшего роста необходимо дополнительное финансирование. Как правило, для этого привлекают инвесторов. Обычно их поиск сопряжен с трудностями и довольно большими затратами. Как показывает практика компании "Беарс Капитал Менеджмент", лучше нанять специалиста, который будет заниматься поиском инвестора и взаимодействием с ним

— Анна, расскажите о своем опыте привлечения инвестора. Когда действительно возникает необходимость в дополнительных инвестициях, и какие возможности есть у компаний?

— Основная причина, которая вынуждает компании искать инвестора, — стремление к значительному росту, увеличению доли на рынке, а также наличие определенного дефицита финансовых ресурсов. Существует огромное количество потенциальных инвесторов — как иностранных, так и национальных, различные инвестиционные и венчурные фонды. Последняя тенденция на рынке — это выход компании на IPO, но это целесообразно лишь для тех игроков, оборот которых превышает $100 млн. Наша компания подошла к вопросу поиска инвестора еще в 2005 году, и работали мы с фондами Western NIS Enterprise Fund и Sigma Blacer.

— Как проходит процесс поиска инвестора?

— Сейчас существует множество источников, которые помогут определиться с выбором инвестора. Можно обратиться в специализированные компании, которые работают на инвестиционном рынке, и их брокеры будут заниматься поиском инвестора. Можно найти информацию об инвесторе в сети Internet, в прессе или на специализированных конференциях. Кроме того, компании, которые готовы вкладывать средства, сами себя рекламируют, и благодаря этому легче определиться с выбором. Например, инвестиционные фонды всегда открыты, и информация о них не является тайной, поскольку рынок весьма открыт и доступен.

Однако руководство компании должно четко понимать, что найти инвестора непросто. Особенно в нашей стране, где компании по своему менталитету отличаются от зарубежных в первую очередь своей закрытостью.

— С чего начинается сотрудничество с инвестором, и через какие процедуры необходимо пройти?

— Самый первый этап — это презентация. Кроме того, необходимо представить стратегию развития на длительный период, поскольку инвестор должен понимать, куда он приходит и какой у компании потенциал развития.

Не секрет, что отечественные компании любят приукрасить состояние дел и предоставить данные, которые не совсем соответствуют действительности. Но они забывают, что после аудита со стороны инвестора анализ покажет реальную ситуацию, которая будет расходиться с тем впечатлением, которое он получил во время презентации. Это вызовет непонимание инвестора, который, в свою очередь, будет гадать — либо тут существует скрытая информация, либо плохо налажен учет. В любом случае, деятельность компании и доверие к ней может быть подвергнуто сомнениям.

— Привлекали ли вы консалтинговые компании для поиска инвестора? В чем именно заключалась их помощь?

— Да, у нас есть опыт работы с консультантами в этой области. Как правило, консалтинговые компании предлагают либо стандартное написание инвестиционного меморандума, либо создание бизнес-плана, который является частью инвестиционного меморандума. В дальнейшем они могут начать поиск инвестора.

Таким образом, сотрудничество с консалтинговой компанией делится на несколько этапов, и каждый из них оплачивается отдельно и по разной тарифной сетке. Например, если говорить именно о поиске инвестора, то консалтинговая компания получит порядка 2% от суммы сделки. Здесь нужно помнить, что чем больше сумма привлеченных инвестиций, тем меньший процент начисляется консультантам.

В нашем случае консалтинговая компания участвовала в создании бизнес-плана, когда привлекались долгосрочные финансовые ресурсы по линии Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Однако большую часть подготовки проекта мы выполняли самостоятельно. По своему опыту рекомендую на время таких проектов привлекать проектного менеджера именно по этому направлению.

— Известно, что инвестор всегда запрашивает отчеты о деятельности компании, подтвержденные аудиторами. Как было в вашем случае?

— Совершенно верно. Чтобы привлечь инвестора, компания должна пройти аудит и иметь заключение за последних три года своей деятельности. Могу сказать, что разница в том, кто будет проводить аудит, есть. Украинские аудиторы не смотрят на бизнес и на ведение бухгалтерского учета так, как этого требуют определенные стандарты. Как правило, они делают акцент на налоговый учет, но эти показатели не могут отразить состояние бизнеса. Хочу отметить, что отечественные специалисты предоставляют заказчику ту информацию, которую он хочет видеть, но она не всегда объективна.

— По каким критериям инвестор оценивает компанию? И какие требования он выдвигает?

— Компания должна предоставить информацию о своем бизнесе, чтобы ее было достаточно для инвестора. Необходимо предоставить динамику показателей за последние 2-3 года. Желательно, чтобы предприятие было открыто, и информация о нем была доступна из открытых источников. Также необходимо разработать стратегию на дальнейший период, поскольку ни один инвестор не будет входить на полгода или на год, минимальный период сотрудничества — 3-5 лет.

Для инвестора важен топ-менеджерский состав. Если его виденье совпадает с тем, чего хочет инвестор, их сотрудничество должно быть успешным. Кроме того, руководители и акционеры должны быть открыты, поскольку аудиторы собирают информацию не только из отчетов, но и в ходе собеседований. Важно, чтобы компания была рентабельна, и это можно было продемонстрировать инвестору. Также необходимо четко понимать свою внутреннюю стоимость и объективно оценивать все внешние и внутренние риски.

Также хотелось бы отметить, что акционеры должны быть морально готовы к тому, что инвестор войдет с ними в долю, и определить, на каких условиях они согласны работать

— Инвестор часто инициирует изменения внутри компании. Как было в вашем случае?

— Да, однозначно изменения происходят. Это абсолютно закономерный процесс, и нужно быть к этому готовым. Но далеко не вся команда меняется, поскольку это не совсем рационально. Новые акционеры понимают, кого в команде нужно поменять, а кого оставить, поскольку ведутся переговоры с менеджерами всех уровней. Очень часто топ-менеджеры сами уходят, поскольку не хотят перестраиваться, адаптироваться к новым правилам игры, а некоторые — просто не соответствуют новым требованиям.

— Если у компании были теневые схемы налогоотчислений, как быть в этой ситуации — скрыть или показать?

— Этого не должно быть, если реально хочешь привлечь капитал. В первую очередь необходимо перейти на международные стандарты ведения дел. Наша компания открыта, и у нас не было теневых схем налогоотчислений. В основном эта проблема возникает у тех организаций, которые не оформляют людей на работу, выплачивают зарплату в конвертах

и т. д. Акционеры должны перестроиться и понять, что они впускают новых партеров, и не строить отношения на обмане.

— В чем разница между национальным и иностранным инвестором?

— Я не считаю, что есть большая разница, однако иметь в составе акционеров известные зарубежные фонды довольно престижно. Благодаря их имиджу можно повысить рейтинг компании и воспитать определенную культуру ведения дел у топ-менеджеров. По моему мнению, выбор инвестора больше зависит от рынка, на котором работает компания.

Справка

Группа компаний "Беарс" работает с 1991 г., в нее входят 14 предприятий. Компания работает на рынке b2b, предлагает ингредиенты для кондитерских, хлебобулочных, молочных, мясных, пивобезалкогольных изделий, пищевых концентратов, фармацевтической, парфюмерно-косметической продукции, маргаринов, майонезов и кетчупов, мороженого