На вторых ролях

Государство намерено ликвидировать конкуренцию между страховщиками и негосударственными пенсионными фондами за пенсионные деньги и "замкнуть" аккумуляцию пенсионных средств на негосударственных пенсионных фондах
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Государство намерено ликвидировать конкуренцию между страховщиками и негосударственными пенсионными фондами за пенсионные деньги и "замкнуть" аккумуляцию пенсионных средств на негосударственных пенсионных фондах

Страховщики жизни могут лишиться львиной доли поступлений от так называемого "пенсионного страхования". Госфинуслуг намерена утвердить проект закона "О внесении изменений в Закон Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении", согласно которому СК будут лишены возможности работать по договорам пожизненного (или "пенсионного") страхования с юрлицами и физлицами, которые не являются участниками негосударственной пенсионной системы.

На сегодняшний день в системе негосударственного пенсионного обеспечения участвуют негосударственные пенсионные фонды с инфраструктурой (компании по управлению активами, администраторы, хранители), банки, а также страховые компании.

Последние до сих пор являлись наиболее серьезными игроками на рынке НПО, привлекая вдвое большие объемы пенсионных средств, нежели НПФ. Так, за первый квартал текущего года объем средств, аккумулированных СК по договорам "пенсионного страхования", составил 6,78 млн. грн., а объем пенсионных взносов в НПФ, созданные согласно новому пенсионному законодательству, — около 3,1 млн. грн. Этому способствовало то, что до сих пор у страховщиков жизни было неоспоримое преимущество перед НПФ — они могли осуществлять пожизненные аннуитеты. НПФ, напротив, занимались накоплением пенсионных денег, тогда как пожизненные пенсии осуществлять не могли. К их функциям относились срочные ренты, подразумевающие выплату накопленных средств в течение определенного времени (например, в течение 10 или 20 лет от момента достижения пенсионного возраста). Законодательством предусмотрено, что, заключив договор с НПФ, человек, желающий получать пенсию пожизненно, может передать накопленный капитал в СК, которая выплачивает пенсию до конца его жизни, а впоследствии (если это будет оговорено договором) передаст неиспользованные деньги его родным-выгодоприобретателям. В то же время, но уже не в рамках Закона "Об НПО", а в рамках Закона "О страховании", СК осуществляли и накопление капитала, создавая тем самым серьезную конкуренцию НПФ.

Желая создать благоприятные условия для работы фондов, регулятор намерен ограничить возможности страховщиков жизни по работе с населением и корпоративным сектором в части заключения "пенсионных" договоров.

С целью создания равных условий для всех участников рынка для работы над проектом закона "О внесении изменений в Закон Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении" была создана рабочая группа, куда вошли представители НПФ, страховых компаний, Лиги страховых организаций и специалисты Госфинуслуг. Главное замечание, которое было сделано страховщиками, — отсутствие в действующем законе самого понятия "пенсионное страхование".

"Этот термин прописан в проекте закона, — отмечает директор департамента Государственной комиссии по регулированию рынка финансовых услуг Андрей Рыбальченко. — Что же касается более детального механизма работы страховых компаний на рынке НПО, то соответствующие дополнения должны быть внесены в профильный Закон "О страховании" отдельным разделом". Дело в том, что изменение концепции реформирования пенсионной системы относится к компетенции Кабмина. Госфинуслуг не имеет соответствующих полномочий, чтобы изменять саму систему негосударственного пенсионного обеспечения.

В то же время, изменения в Закон "Об НПО", предлагаемые Госфинуслуг, фактически устраняют страховые компании с рынка долгосрочных накоплений, вызвали протесты со стороны страховщиков. "Борьба за внесение изменений в Закон "О негосударственном пенсионном обеспечении", касающихся работы страховых компаний на рынке НПО, ведется давно, — отмечает генеральный директор ЛСОУ Наталья Гудыма. — Изначально в законе практически не было прописано участие в системе НПО страховых компаний жизни, поэтому Лигой был подготовлен пакет документов по внесению соответствующих изменений в Закон "Об НПО". Эти изменения учтены не были, и на сегодняшний день регулятором принято решение о внесении в проект закона "О внесении изменений в Закон Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении" нормы, которая лишает права СК жизни работать напрямую с физлицами и юрлицами по договорам пенсионного страхования".

Уже сейчас можно прогнозировать, что борьба за рынок пенсионных накоплений украинцев будет продолжаться. При этом лоббисты интересов страховщиков планируют объединиться с банкирами — на сегодняшний день на рассмотрении в профильном комитете ВРУ находится документ, который обрисовывает схему работы на рынке НПО банковских учреждений, куда страховщики намерены вписать дополнительный раздел, посвященный роли СК на рынке пенсионных вкладов.