"Нацдепозитарий должен стать аналогом НБУ в своем секторе финансового рынка"

О том, что обусловило появление Государственной программы развития Национальной депозитарной системы, мы спросили председателя Национального депозитария Украины Виктора ИВЧЕНКО
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

О том, что обусловило появление Государственной программы развития Национальной депозитарной системы, мы спросили председателя Национального депозитария Украины Виктора ИВЧЕНКО

— Виктор Анатольевич, чем обусловлено появление этого документа именно сейчас?
— Реализуя концепцию саморазвития рыночной инфраструктуры, а, точнее, борясь за сохранение своего монопольного положения на фондовом рынке, руководство МФС в последние полтора года предприняло несколько попыток поглощения Национального депозитария Украины. Последняя была предпринята в июне 2003-го, когда правительственный комитет экономического развития рассматривал вопрос о работе НДУ. Это привело к тому, что перед рассмотрением вопроса на правительственном комитете фактически столкнулись две концепции. Суть первой состояла в том, что для нормализации работы Национальной депозитарной системы Украины достаточно объединить МФС и НДУ. Другой подход предполагал изучение причин, обуславливающих плохую работу депозитарных учреждений Украины, и устранение этих причин в рамках Государственной программы развития Национальной депозитарной системы. Правительственным комитетом была поддержана идея разработки Госпрограммы.

— На какой стадии находится сейчас программа?
— Документ не направлен в Комиссию по сугубо техническим причинам. Дело в том, что проект программы — это научно-исследовательский труд целой группы сотрудников Института экономического прогнозирования Национальной академии наук Украины, который прошел экспертизу в Национальном институте стратегических исследований. Это заняло определенное время и завершилось только в начале текущего года. Потом началась правка в соответствии с рекомендациями экспертов, она длилась последние два месяца. Сегодня у нас нет никаких препятствий для передачи этого документа в Кабмин и Комиссию по ценным бумагам. Уже на следующей неделе, если будет заседание Комиссии, возможно рассмотрение этого документа.

— Как Вы прогнозируете отношение участников рынка к программе?
— Почти уверен, что Нацбанк будет против: краеугольным камнем программы является передача НБУ обслуживания обращения государственных ценных бумаг Нацдепозитарию. А это для Нацбанка потеря многих миллионов гривен, которые НБУ получает ежегодно от обслуживания гособлигаций. Думаю, что и в Комиссии не всем понравится то, что прописано в программе. Не удивлюсь, если другие министерства и ведомства выскажут свои замечания.

— Кто будет реализовывать программу?
— Помимо Комиссии по ценным бумагам и Национального депозитария, предусмотрено участие в этом процессе практически всех институтов, которые имеют отношение к Национальной депозитарной системе. Другое дело — кто и в какой степени. Но это как раз и прописано в программе. В рамках нее должен быть преобразован не только Нацдепозитарий. Будет существенно улучшена расчетно-клиринговая деятельность, трансформируется в лучшую сторону институт хранителей и регистраторов. При этом мы не предполагаем, что МФС как расчетно-клиринговое учреждение исчезнет или сменит предмет деятельности. Если МФС реально начнет осуществлять расчеты и клиринг по сделкам с ценными бумагами на биржевом рынке и найдет себе клиентов среди организаторов торговли, НДУ и я лично будем всячески это поддерживать. Сегодня я не вижу для НДУ места в обслуживании организованных рынков корпоративных ценных бумаг. Национальный депозитарий должен стать полнофункциональным центральным депозитарием, функция которого на рынке ценных бумаг и деривативов будет аналогичной функции центрального банка на денежном рынке. В таком расширении функций нет угрозы для нормально работающего расчетно-клирингового депозитария, ведь Национальный банк не является конкурентом коммерческим банкам.

— До сих пор Вы являлись членом Комиссии, что позволяло эффективно отстаивать интересы Нацдепозитария. Однако срок Ваших полномочий истек, как это отразится на работе НДУ?
— Я вижу плюсы в том, чтобы оставаться членом Комиссии, и в том, чтобы оставить эту должность. С одной стороны, еще нет новых положений Комиссии, которые регулируют регистраторскую, хранительскую и расчетно-клиринговую деятельность с учетом передачи части регуляторных полномочий НДУ, нет утвержденных стандартов НДУ. Комиссией утверждены только функциональные схемы деятельности прямых участников депозитарной деятельности. Находясь в Комиссии, можно было бы более эффективно решать вопросы трансформации Национальной депозитарной системы. С другой стороны, чтобы Нацдепозитарий превратился в действительно функционирующий центральный депозитарий, мне лучше не входить в состав Комиссии.
В любом случае, в обозримом будущем я вижу основным местом своей работы Национальный депозитарий, а основным занятием — реализацию Госпрограммы развития Национальной депозитарной системы.

Ключевые положения программы:
- завершение формирования центрального депозитария;
- унификация учета и обращения ценных бумаг;
- создание системы реального доступа всех участников рынков капитала к услугам прямых участников системы;
- интеграция участников Национальной депозитарной системы в региональные и глобальные финансовые рынки