Начальник инвестиционно-кредитного управления Корпорации "Богдан" Андрей Зинчак: "Мы создаем кредитную историю"

В течение пяти лет Корпорация "Богдан" намерена инвестировать в развитие своих предприятий порядка 2 млрд. грн. При этом значительную часть средств для инвестиций (около 70%) корпорация будет привлекать за счет облигационных займов и банковских кредитов.
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

В течение пяти лет Корпорация "Богдан" намерена инвестировать в развитие своих предприятий порядка 2 млрд. грн. При этом значительную часть средств для инвестиций (около 70%) корпорация будет привлекать за счет облигационных займов и банковских кредитов. Проводить такую политику компании можно только при четкой и прозрачной финансовой политике

— Корпорация "Богдан" создана весной текущего года. Как выглядит новая организационная структура корпорации?

— Действительно, Корпорация создана относительно недавно, но предприятия, которые она объединяет, существуют на рынке уже не один год. Так, например, в этом году мы праздновали 50-летие ОАО "ЛуАЗ". Сегодня Корпорация "Богдан" является управляющей компанией и осуществляет менеджмент 20 компаний. Все предприятия, входящие в состав Корпорации, имеют равные доли. Напрямую Корпорация не занимается хозяйственной деятельностью, за ней не числятся производственные активы, не проходят финансовые потоки. Большинство линейных менеджеров Корпорации "Богдан" одновременно являются руководителями предприятий — членов Корпорации. Предприятия, учредившие корпорацию "Богдан", являются автономными единицами. Одной из прерогатив Корпорации является выработка стратегии заимствования, которая базируется на общей стратегии развития бизнеса всей группы предприятий.

— Как организована реализация стратегии Корпорации "Богдан" в части заимствования при существующем равноправии мнений в совете директоров и возможных частных интересах кого-то из топ-менеджеров?

— Для этого в Корпорации создано инвестиционно-кредитное управление. На основании утвержденных планов развития и реализации тех проектов, которые предусматривают привлечение средств, финансовые директора предприятий непосредственно обращаются в это управление. Существует определенная процедура, единая для всех предприятий, которая описывает порядок согласования и взаимодействия с целью привлечения средств. Абсолютно все предприятия осуществляют финансовое планирование, определяют необходимый объем привлечений, а управление, в свою очередь, определяет источники и реализует планы привлечений.

— Какие источники финансирования предпочтительнее для Корпорации: внешние или за счет собственных средств?

— Мы стремимся придерживаться общепринятых параметров, где соотношение собственного капитала к заемному составляет 30:70. Естественно, в каждой отдельной сделке есть свои условия, возможны предоплаты и дополнительные требования, которые нарушают четкое соотношение разделов пассивов. Наши доходы и уровень рентабельности позволяют при данном соотношении своевременно выплачивать проценты и погашать обязательства.

— Какой срок финансирования является наиболее приемлемым для предприятий корпорации "Богдан"?

— Сроки финансирования напрямую зависят от самого проекта, от конкретной сделки. У каждого проекта есть свой цикл. Если это касается кредитования операционной деятельности, например, торговое финансирование по обеспечению поставок готовых автомобилей SUBARU, комплектующих для производства автомобилей KIA, HYUNDAI или автобусов и грузовиков ISUZU, то сроки, как правило, составляют от 90 до 360 дней. Используется аккредитивная форма расчетов с привлечением кредитных ресурсов как украинских, так и зарубежных банков. Это могут быть кредиты или возобновляемые кредитные линии сроком до одного года. Если мы говорим об инвестиционных проектах, то сроки кредитов по проектному финансированию составляют 5-10 лет, срок обращения облигаций — 3-5 лет.

— По каким стандартам сегодня ведется учет и готовится отчетность на предприятиях Корпорации? И вообще, готовит ли финансовый департамент консолидированную отчетность по всей Корпорации?

— Все предприятия Корпорации ведут учет и готовят отчетность по национальным стандартам бухгалтерского учета. Конечно, для успешной финансовой деятельности на отечественном и международном финансовых рынках все чаще становится необходимой подача аудированной отчетности, составленной по международным стандартам. Именно успешной, так как известны случаи, когда предоставление компанией такой отчетности позволяло уменьшать процентную ставку по займу на 200-300 базисных пунктов, т. е. на 2-3% годовых. В связи с этим на Луцком автомобильном заводе сегодня заканчивают работу по подготовке отчетов за 2003-2004 годы и их аудирование две международные компании. В ближайших планах проведение аудита за 2005 год. Мы уверены, что это даст колоссальный эффект заводу для реализации масштабной программы привлечения финансирования и увеличение его инвестиционной привлекательности.

В дальнейшем мы планируем обязательный переход каждого предприятия Корпорации на международные стандарты отчетности, хотя и понимаем, что для этого понадобятся время и деньги. Что касается консолидации финансовых данных по всей Корпорации, то такая работа проводится, но итоговые отчеты имеют исключительно управленческий характер.

— Как складываются финансовые отношения между предприятиями корпорации?

— Все предприятия отвечают за конечные результаты своей деятельности, будь это логистика, дистрибуция, производство или сбыт в рамках определенного направления бизнеса Корпорации, что говорит об определенном уровне автономности каждого из них. Финансовые отношения между компаниями возникают в рамках договорных отношений, а если необходимо привлечение финансирования, то работает отлаженная процедура, о которой мы говорили раньше.

— Является ли банк "Мрия" основным кредитным партнером корпорации "Богдан"?

— Приходя в различные финансовые учреждения, мне не раз приходилось разрушать стереотип, что мы являемся исключительными клиентами банка "Мрия", в том числе и по кредитным продуктам. Сегодня совокупный кредитный портфель предприятий Корпорации в банке "Мрия" меньше, чем в остальных банках. Объясняется это тем, что для выполнения планов по производству и продаже, которые стремительно росли за последние 2-3 года, нам необходимо было привлекать соответствующие объемы финансирования. В связи с имеющимися ограничениями банка по лимитам на одного заемщика и на группу мы были вынуждены идти во внешние банки. Таким образом, мы диверсифицировали как свои риски зависимости от одного банка, так и банковский риск "Мрии". Сейчас существуют разные кредитные программы, которые могут предоставляться для предприятий Корпорации исключительно банком "Мрия", совместно с другими банками или полностью внешними банками.

— С какими банками еще сотрудничает Корпорация?

— Сегодня мы имеем положительный опыт сотрудничества с такими банками, как "Райффайзенбанк Украина", "ХФБ Украина", Укрэксимбанк, Укрсоцбанк, "ТАС-Комерцбанк", "Ажио", Трансбанк. Мы активно проводим мониторинг всего спектра банковских услуг, постоянно обращаемся за информацией и с предложениями к банкам самостоятельно. Информация о планах Корпорации активно афишируется, банки знают о наших проектах и сами обращаются с предложениями о сотрудничестве. Поэтому не удивительно, что возможно появление в списке банков-партнеров Корпорации новых имен — как украинских, так и зарубежных.

— Какие цели преследовал дебютный выпуск внутренних облигаций ОАО "ЛуАЗ" в мае нынешнего года?

— Эмиссия облигаций в размере 130 млн. грн. организовывалась, в основном, для развития производственных мощностей завода. Размер этих вложений составил более 80% от привлеченной суммы. Остальная часть средств предназначена для увеличения объема продаж путем создания сервисно-сбытовой сети и ростом расходов на маркетинг и рекламу. Лид-менеджером и андеррайтером выпуска выступал Укрсоцбанк. В основном покупателями облигаций были украинские и зарубежные банки, покупали также инвестиционные фонды и несколько компаний, в том числе зарубежные.

— Строит ли Корпорация реальные планы выхода на международный рынок с еврооблигациями или IPO?

— В Украине евробонды сегодня активно используются как банками, так и все более активно промышленными предприятиями, о чем свидетельствуют выпуски в этом году, например, еврооблигаций ИСД ($150 млн.) и концерна "Стирол" ($125 млн.). Есть позитивный опыт предприятий России. Мы изучаем преимущества выпуска таких инструментов и возможности выхода на рынок еврооблигаций для предприятий Корпорации, но это, конечно, будет зависеть от развития рынка и бизнесов Корпорации, сложившейся конъюнктуры и финансовых потребностей. Ведь размещение еврооблигаций — это не самоцель. Об IPO говорить еще слишком рано, до этого, я считаю, компания должна достичь определенного уровня капитализации. Выходить на рынок недооцененными бессмысленно. Она должна быть открыта и прозрачна для потенциального инвестора, иметь длительную положительную историю и стратегию развития. Одним из шагов к публичному размещению можно расценивать частное размещение небольшого 8-15%-ного пакета акций эмитента через программы депозитарных расписок.

— Стимулирует ли наличие стратегического инвестора из Англии на ЛуАЗе к переходу на новые уровни финансового управления всей Корпорации?

— Безусловно. Это стимулирует к исполнению задекларированных намерений по развитию, расчета по обязательствам, открытости, декларированию основных финансовых показателей.

— Какие финансовые проекты предвидятся в ближайшем будущем?

— Сейчас мы готовимся к предстоящему 15 декабря 2005 года собранию акционеров на ОАО "ЛуАЗ", главным вопросом которого является увеличение уставного капитала предприятия на 648 млн. грн. Средства, полученные от дополнительной эмиссии акций, должны быть направлены на расширение производственных мощностей, модернизацию существующих и пополнение оборотных активов. Средства будет инвестированы частично в Луцкую площадку (создание мощностей по производству 6 тыс. автобусов и троллейбусов), основная часть денег пойдет на строительство завода по производству 120 тыс. легковых автомобилей и 15 тыс. грузовиков в год в г. Черкассы. Общий объем инвестиций, которые будут направлены на реализацию этих проектов, составляет более $240 млн. В связи с этим мы будем осуществлять крупные заимствования с использованием всевозможных инструментов. Ближайшая перспектива — подготовка к организации выпуска локальных облигаций ООО "Украинский автомобильный холдинг".