Национальный авиатор

Юрий Мирошников, обновив управленческую команду "Международных авиалиний Украины", добился 19-25%-ного роста производительности по различным показателям ее деятельности. Он достаточно молод и амбициозен, чтобы строить планы, а не почивать на лаврах
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Юрий Мирошников, обновив управленческую команду "Международных авиалиний Украины", добился 19-25%-ного роста производительности по различным показателям ее деятельности. Он достаточно молод и амбициозен, чтобы строить планы, а не почивать на лаврах

Коллеги называют Мирошникова интеллигентным технарем. Конкуренты подчеркивают, что он мало похож на типичного украинского топ-менеджера и ведет бизнес как западный руководитель. По результатам опроса, на основании которого "Инвестгазета" составляла последний, 2006 года рейтинг 100 лучших топ-менеджеров Украины, Мирошников занял шестое место.

Кабинет президента авиакомпании "МАУ" выглядит скромно. В небольшой комнате стоит стол, за которым он работает, шкаф и несколько тумбочек. Мирошников не стал переезжать в новый кабинет, который положен по рангу главе компании, а остался в своем старом. На шкафу стоят модели самолетов, на столе — коллекционная модель Peugeot 407, настоящий аналог которой стоит у него в гараже. На стене красуется фотография хозяина кабинета с Папой Римским. Мирошников был удостоен чести сфотографироваться с Понтификом во время визита последнего в Украину. В Ватикане есть такая традиция: в качестве благодарности Папа фотографируется со всеми членами экипажа самолета, который его перевозил.

В авиацию Юрий Мирошников пришел в середине 80-х. После окончания института он попал по распределению в аэропорт "Борисполь", где проработал шесть лет. В сентябре 1992 года ушел в только что созданную Государственную администрацию гражданской авиации Украины. Это было время, когда формировалась сама украинская авиация, которая на то время была просто подразделением великого и могучего "Аэрофлота". Он участвовал и в процессе создания "Международных авиалиний Украины". Правда, Мирошников скромно говорит, что всего лишь рассылал телеграммы. Но на самом деле нынешний президент авиакомпании в качестве сотрудника авиационной администрации принимал участие в процессах заключения межправительственных соглашений о воздушных сообщениях, обеспечении открытия новых рейсов, в том числе и для МАУ.

Юрий Мирошников избегает конфликтов и производит впечатление очень уравновешенного менеджера. Наверное, это и помогло ему удержаться в компании столько лет. Стоит отметить, что в МАУ четыре акционера — государство и три зарубежные корпорации. Чтобы сработаться с такими разношерстными акционерами, приходится действительно иметь выдержку и терпение.

Подход к работе у акционеров разный. Как рассказал Мирошников, основные отличия акционеров проявляются во взглядах на бизнес. Иностранцам больше присущ прагматизм. Для них не важны национальные амбиции — на первом месте всегда бизнес. Для работников авиакомпании, как и для представителей государственных органов, вопросы национальных интересов и престижа страны, престижа авиакомпании имеют более существенное значение как фактор при принятии решения.

Например, в компании была ситуация, когда государство поддерживало инициированную авиакомпанией покупку нового самолета Боинг-737. Иностранные акционеры считали, что это нерационально и выгоднее не покупать самолеты, а брать их в лизинг. Об этом свидетельствовал их опыт и анализ тенденций развития мирового авиарынка. Тогда их аргументы не произвели должного впечатления на украинских акционеров. Но потом, когда грянула чреда глобальных кризисов (эпидемия САРС, 11 сентября), все акционеры убедились, что решение о покупке было неправильным — лизинговые цены резко упали, и на этом фоне собственный самолет стал неоправданно дорогим.

МАУ задумывалась государством как будущий флагманский перевозчик, а ее создание закреплено указом президента Украины. Как рассказал Мирошников, просто потом процессы в экономике пошли достаточно хаотично, и авиация не стала исключением. Появилось множество авиакомпаний — гораздо больше, чем было необходимо для удовлетворения реальных рыночных потребностей. Со временем вернулись к идее флагмана, но реализовать ее куда сложнее — все изменилось. В 2001 году тогдашний министр транспорта Украины Валерий Пустовойтенко впервые поднял вопрос об объединении авиакомпаний с целью создания единого, мощного и конкурентоспособного перевозчика. Одним из вариантов было создание новой компании путем объединения лидеров рынка — МАУ и "Аэросвита" с государственными "Авиалиниями Украины", которые уже давно существуют, скорее, на бумаге. Но проблема состоит в том, каким образом можно объединить структуры с совершенно различными акционерами. Кроме того, брать на баланс компанию, которой фактически нет, не желает никто. Как говорят специалисты, если компания-флагман все-таки будет создана, то Мирошников вполне может оказаться достойной кандидатурой на пост ее руководителя.

Мирошников Юрий Владимирович

Президент авиакомпании "Международные Авиалинии Украины"

Родился 1 ноября 1963 года в г. Киеве

Образование

Киевский институт инженеров гражданской авиации (КИИГА) — диплом с отличием по специальности "Электрооборудование аэропортов" (1986 г.)

Киевский международный университет инженеров гражданской авиации — диплом по специальности "Представитель гражданской авиации Украины за рубежом" (1994 г.)

Институт подготовки авиационных специалистов при ИАТА (Международной организации авиаперевозчиков) — диплом с отличием по специальности "Управление авиакомпаниями" (1999 г.)

Карьера

1986-1992 гг. — инженер, Бориспольский объединенный авиаотряд

1992-1993 гг. — эксперт, главный эксперт Управления международных связей Государственного департамента авиационного транспорта Украины

С 1993 г. — в авиакомпании "Международные Авиалинии Украины"

1993-1994 гг. — помощник президента авиакомпании

1994-1999 гг. — вице-президент по коммерции

1999-2004 гг. — первый вице-президент

С 2004 г. — президент авиакомпании

Награда

Почетная грамота Кабинета Министров Украины за значительный вклад в развитие и расширение международных туристических связей (октябрь 2001 г.)

Звание

Заслуженный работник авиационного транспорта Украины (сентябрь 2003 г.)

Семья

Жена Ирина — окончила КИИГА, работает инженером в предприятии "Киевцентраэро", одном из подразделений "Украэроруха"

Дочь Мария (17 лет) — студентка, окончила первый курс Национального авиационного университета

Смысл жизни

О важности знаний

Мне очень повезло со школой. Я окончил киевскую школу №51, которая, будучи так называемой "английской спецшколой", давала не только очень хороший уровень английского, но и прекрасные знания физики и математики. Когда меня сегодня спрашивают, где учил английский, и я отвечаю:

"В школе", — все удивляются. До сих пор увлекаюсь физикой, любовь к которой отчасти и предопределила выбор профессии.

О выборе профессии

Как и многие мальчишки, в детстве увлекался авиацией, коллекционировал модели самолетов. В старших классах решил поступать в КИИГА. Причем авиаторов в семье никогда не было — я первый, приходилось рассчитывать только на себя. С институтом тоже повезло — КИИГА (теперь НАУ — Национальный авиационный университет) был и остается одним из лучших авиационных вузов мира. Выбор технической специальности был однозначным. Вот это как раз семейное: дедушка — инженер-электрик. Модной нынче экономикой я на тот момент совершенно не интересовался.

Об удаче

Могу сказать, что часто оказывался в нужное время в нужном месте с необходимым набором профессиональных качеств. Немалую роль в моей карьере сыграло и знание английского языка. Спасибо родителям: им удалось убедить меня в отнюдь не очевидной в 70-е годы необходимости тратить на изучение английского драгоценное время детства! Без английского — универсального языка авиации — не проживешь! Кстати, знание английского языка и сегодня является ключевым требованием при подборе сотрудников авиакомпании. Многому можно научить в процессе работы, а свободный английский — это вопрос не одного месяца и не одного года.

О желании летать

Очень люблю летать, интересно летать на разных типах самолетов (конечно, в качестве пассажира). Всегда мечтал полетать на АН-2. Однажды эта мечта осуществилась — самолет был из парашютного клуба, без пассажиров...

О друзьях и конкурентах

Друзья, конечно, есть, но это вопрос семейно-личный. Друзей в бизнесе, а тем более в конкурирующих компаниях — нет. Хотя иногда из деловых контактов складываются очень теплые товарищеские отношения.

О планах

При восьмичасовом рабочем дне (с восьми утра до восьми вечера) некогда строить далеко идущие планы, если это не планы МАУ. Планы МАУ очень хочется реализовать, для этого готов делать все возможное, но вас ведь интересуют личные планы, а об этом я как-то не задумывался. Очень хотелось бы побывать в Новой Зеландии. Но ее пока нет среди ближайших маршрутов моих путешествий.

Стиль жизни

Доходы

Моя зарплата в авиакомпании соответствует занимаемой должности. Все доходы декларирую — я хороший налогоплательщик. Акций авиакомпании МАУ у меня нет. Но если бы была такая возможность, то с удовольствием бы приобрел.

Часы

У меня функциональный подход к часам. Их у меня несколько, на разные случаи жизни, но есть любимые. Это часы фирмы "Аккурист". Они были выпущены ограниченной серией в честь получения фирмой заказа на главный хронометр Гринвичской обсерватории. Часы показывают четыре часовых пояса одновременно, что очень удобно, учитывая географию полетов и сеть представительств МАУ по миру и мои собственные частые поездки.

Одежда

У меня нет привязанности ни к каким-то конкретным маркам, ни к магазинам, в которых они продаются. Одежду покупаю по случаю: иногда в "пожарном" порядке, когда срочно нужен новый костюм на какое-то ответственное мероприятие. Иногда — во время отпуска, когда хожу с женой и дочерью по магазинам.

О шоппинге

Магазинов не люблю в принципе, особенно те, которые торгуют одеждой и обувью. Шоппинг для меня — наказание. Правда, люблю покупать бытовую технику (или просто бродить по подобным магазинам), тем более что делать это можно гораздо реже, чем покупать одежду и обувь. Иногда люблю зайти в магазины, торгующие мебелью, предметами интерьера. А настоящее удовольствие получаю только в специализированных магазинах, торгующих моделями самолетов, машин, железных дорог. Есть пара таких мест в Англии, в Германии. Просто не могу пройти мимо.

Автомобиль

Личный автомобиль — Peugeot 407. Это вообще моя любимая марка.

Хобби

Я коллекционирую модели автомобилей. Их у меня около 350. Есть модели, которые были приобретены еще в детстве. В большинстве случаев покупаю их сам — нравится сам процесс выбора. К тому же подарить модель, которой у меня нет, довольно трудно. Это сравнительно недорогое увлечение. Самые дорогие экземпляры в моей коллекции стоят в районе $120-150.

О путешествиях

Любимая страна — Англия, потом Испания. В Англии обычно берем машину на прокат и много ездим.

О курении и выпивке

Курю трубку, поскольку в свое время очень понравился запах хорошего табака. Из напитков предпочитаю шотландский виски. Именно шотландский, хотя ирландские акционеры МАУ могут меня не понять!

О политике

За последние лет 15 лет желания уйти в политику не возникало. В юности я был активным комсомольцем, коммунистом. И не исключаю того, что если бы в начале 90-х моя жизнь пошла по другому сценарию, то вполне мог бы оказаться в политике. Но сложилось так, как сложилось, и я ничуть об этом не жалею.

А вообще идеология коммунизма, которую принято критиковать в последние годы, не так уж не права в своей сущности. Это научная теория, которую можно по-разному применять на практике. Во всех развитых и преуспевающих странах следует поставить памятники Марксу и Ленину на центральных площадях. Потому что они вместе с нашей Великой октябрьской социалистической революцией показали миру капитала, что может быть, если довести народ до революционной ситуации (помните, у Ленина: "…верхи не могут, низы не хотят…"). Очень наглядно показали! Капитализм как система стал уважать тех, кто создает материальные ценности, и начал обеспечивать народу достойные условия жизни.

У них исчез риск возникновения революционных ситуаций (а у нас, на одной шестой части суши, возник — плохо Ленина учили). Сегодня у меня нет пристрастий ни к одной из партий. Пристрастие есть только к авиабизнесу. Я считаю, что наш бизнес должен находиться вне политики. Ведь летать нужно всем, вне зависимости от национальности, политических симпатий и религиозных убеждений. Всем пассажирам на борту МАУ должно быть спокойно, комфортно, они не должны чувствовать себя в чужеродной среде. Значит, среда должна быть нейтральной. Поэтому мы стоим в стороне от политики, и это принципиально.

Я не комментирую ничего, что связано с политикой. Просто не имею права как должностное лицо. Но могу сказать, что нас устроит любое правительство, которое будет работать на благо государства. Главное, чтобы это правительство в кратчайшие сроки повело нас по правильному пути. Причем вопрос времени является в данном случае критическим. Для нас важно не то, кто будет в коалиции, а то, когда страна сможет нормально работать, поскольку драгоценное время уходит. Мы и так отстаем от темпов развития окружающего мира, и прогнозы дальнейшего развития нашей страны пока что весьма неутешительны. Для авиации это очень плохо.

Ее развитие напрямую (с примерно трехкратным коэффициентом) завязано с динамикой ВВП.

Даже небольшая четырнадцатилетняя история МАУ это математически точно доказывает.

У меня никто из политиков не вызывает ни симпатии, ни антипатии. Тут нет черного и белого, жизнь многоцветна и имеет множество оттенков.

Я могу очень симпатизировать какому-то политику как личности, но в каких-то принципиальных для моей компании моментах его мнение может кардинально не совпадать с моим. Поэтому я не могу делить политиков на тех, кто мне нравится, и тех, кто нет.

Об авиации

О самолетах

Сейчас в прессе муссируется, что самолеты, которыми пользуются украинские авиакомпании, куплены на вторичном рынке, и их надежность оставляет желать лучшего. Но сегодня многие компании переходят на Боинги. Пока ни российская, ни украинская промышленность не выпускает самолеты такого уровня качества, как Боинг. Сегодня Россия бешеными темпами переходит на этот тип самолетов, потому что отечественные — это просто сжигатели топлива, а значит, и колоссальных денег. Боинг потребляет горючего в три раза меньше, чем наши отечественные самолеты.

Об отрасли

Наверное, если бы не МАУ, не было бы многих других авиакомпаний. Было время, когда другие авиакомпании активно использовали наших экспертов, наши знания и ноу-хау. Это экономило им время для выхода на определенные рыночные позиции, с которых они теперь с нами же и конкурируют — парадоксы жизни, тут ничего не поделаешь. Начнем с того, что МАУ стала первопроходцем по эксплуатации самолетов Боинг. Мы единственная компания, которая комплексно обслуживает эти машины — вплоть до капитального ремонта.

О работе с министерством

Сейчас есть ощущение того, что тебя выслушают, твое мнение примут во внимание. Раньше превалировало диктаторство и командно-административный подход. Поэтому даже то здравое, что нам навязывалось, порой вызывало сопротивление. Сейчас подход гораздо более толерантный. Более профессиональный и аргументированный. Министерство, конечно, обязано давать указания, но когда у тебя есть возможность высказаться и быть услышанным, все воспринимается по-другому