Надежность ценой государства

Банковская система слишком хрупкая и одновременно значимая для экономики, чтобы позволить ей развиваться без надзора и специфических регулятивных мер. Ради надежности государство готово жертвовать миллиардами долларов. Впрочем, даже существующая система п
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Банковская система слишком хрупкая и одновременно значимая для экономики, чтобы позволить ей развиваться без надзора и специфических регулятивных мер. Ради надежности государство готово жертвовать миллиардами долларов. Впрочем, даже существующая система поддержки банков не спасает от кризисных ситуаций, поскольку в 90% случаев банки сами виноваты в потере своей надежности

Любой банк, по сути, является неликвидным: он не в состоянии в любой момент погасить все свои обязательства перед вкладчиками. Причем подобная ситуация вовсе не является гипотетической. Можно вспомнить крах аргентинского банковского сектора в 2002 году, когда правительство решило отказаться от привязки своей валюты к доллару. Всего за несколько дней аргентинский песо подешевел в пять раз. Это спровоцировало вкладчиков банков массово изымать свои депозиты, что парализовало всю финансовую систему страны. Впрочем, такие ситуации возникают крайне редко, и они характерны скорее для периода масштабных экономических кризисов. Какова бы ни была причина кризиса, банки страдают в любом случае. Можно упомянуть кризис рынка недвижимости в Японии в начале 90-х годов, который привел к десятилетию стагнации банковской системы.
Влияние внешних факторов на надежность банков, тем не менее, не настолько существенно. Большинство проблем у них сводится к внутренним причинам. Особое значение имеет ошибочная кредитная политика, которая "ответственна" за 90 — 95% случаев резкого ухудшения финансового состояния банков. Так, Credit Lyonnais понес в начале 90-х годов значительные убытки, предоставив миллиардные кредиты на сомнительные операции итальянским финансистам Паретти и Фиорини. Помощь банку обошлась французскому государству в $2 млрд. В свое время получило резонанс "дело Шнайдера" в Германии, который, взяв крупные кредиты у ряда банков, весной 1994 года скрылся. Еще одна из причин банкротств — односторонняя ориентация банка на одного или нескольких заемщиков. Так, банкротство немецкого концерна Hugo Stinnes повлекло за собой банкротство финансировавшего этот концерн одноименного банка.

Стратегия помощи

Для минимизации последствий кризисных ситуаций созданы специальные структуры. В США Федеральная корпорация страхования вкладов (ФКСВ) уполномочена оказывать финансовую помощь при угрозе закрытия застрахованного банка. В Германии в 1974 году по инициативе Федерального банка был создан "Консорциальный банк ликвидности", который предоставляет кредитным учреждениям ликвидные средства в случае временных затруднений.
Однако такое вмешательство требует соответствующих средств, одним из источников которых являются системы депозитного страхования (СДС), создаваемые самими банками. Хотя и их иногда оказывается недостаточно. Так, в начале 90-х правительства Швеции, Финляндии и Норвегии объявили, что они гарантируют своевременное выполнение банками своих обязательств. Размеры поддержки были весьма значительными: в Норвегии в 1991 году эти суммы составили около 2% ВВП, в Финляндии в 1992 году — 5,7%, в Швеции в 1993 году — 2,4%.
Практика выработала несколько путей воздействия на банки, находящиеся в критической ситуации. Стратегия выжидания действует, если затруднения банка носят временный характер. Она использовалась в отношении ряда банков США непосредственно после обострения долгового кризиса развивающихся стран в 80-е годы и иногда сопровождалась предоставлением банкам льгот. Реструктуризация баланса (санация) предполагает прямое или косвенное увеличение капитала. В Германии и Швейцарии существует практика, когда надзорный орган путем ужесточения контроля, а также мер "морального воздействия" побуждает акционеров и собственников к предоставлению дополнительного капитала. Тем самым акционеры подают публике сигнал, что они уверены в жизнеспособности и будущей рентабельности банка. В Скандинавских странах государство даже осуществляло прямые "инъекции". Наконец, ликвидация применяется сравнительно редко, так как это связано со значительными потерями. В Японии и Скандинавских странах она использовалась почти исключительно по отношению к небанковским финансовым компаниям, в США — к сберегательным кассам.
Также в США, а в последнее время и в Японии, наиболее широкое распространение получил такой способ поддержки, как содействие в слиянии в форме "покупки-присоединения". Эта процедура, по данным ФКСВ, в последние годы была осуществлена в отношении 80 — 85% неплатежеспособных банков. Корпорация организует процедуру покупки-присоединения, то есть проводит конкурс среди других банков — членов корпорации на приобретение активов и присоединение обязательств (в первую очередь — счетов вкладчиков) неплатежеспособного кредитного учреждения. Клиентура и вклады такого учреждения в основном и привлекают другие банки к участию в конкурсе. Для повышения привлекательности сделки ФКСВ предлагает к продаже не все, а лишь действующие активы.
Кроме того, могут учреждаться (на срок до пяти лет) так называемые "бридж-банки", если после закрытия кредитного учреждения не удается сразу найти подходящего покупателя. Бридж-банк имеет статус национального и управляется советом директоров, назначаемых ФКСВ. Создаются такие банки при условии, что издержки, связанные с их организацией и функционированием, не превысят затрат по ликвидации банков-банкротов.

Максимальный гарантируемый размер депозита в ЕС

Государство

Сумма, тыс. евро

Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Люксембург, Нидерланды

20

Финляндия, Португалия

25

Великобритания, Швеция

28

Дания

40

Франция

61

Италия

103