Наполеон и корсиканка

В Театре русской драмы им. Леси Украинки происходят премьерные показы спектакля "Наполеон и корсиканка". Поставил эту псевдоисторическую комедию художественный руководитель театра Михаил Резникович. Спектакль получился скорее остроумным, чем смешным, и ст

В Театре русской драмы им. Леси Украинки происходят премьерные показы спектакля "Наполеон и корсиканка". Поставил эту псевдоисторическую комедию художественный руководитель театра Михаил Резникович. Спектакль получился скорее остроумным, чем смешным, и столь же развлекательным, сколь и философским

Подходя в понедельник вечером к Театру им. Леси Украинки, поначалу мне подумалось, что скопление людей в районе центрального входа — либо митинг, либо отголоски часа пик в центре города. Однако, как ни трудно было представить себе понедельник театральным днем, факт остается фактом: в Русской драме намечался аншлаг.

Виной тому — премьера спектакля, посвященного выдуманному любовному роману из жизни императора Наполеона. Вероятно, именно привлекательность имени последнего подвигла публику идти в театр в самом начале рабочей недели. Люди пришли увидеть Наполеона — но не того великого полководца, знакомого еще из школьного курса истории, а вождя, упавшего с вершины власти и превратившегося из "корсиканского чудовища" во влюбленного корсиканца.

В двух словах сюжет пьесы сводится к следующему. К находящемуся в английском плену на острове Святой Елены Наполеону (Давид Бабаев) по весьма курьезному поводу пробирается некая корсиканка Жозефина (Татьяна Назарова). Она жаждет получить с Наполеона компенсацию за смерть своего мужа, воевавшего в армии императора. Понемногу гнев полководца, в прошлом наводившего страх на всю Европу, по поводу наглого вторжения корсиканки сменяется на милость, а потом и вовсе на любовь.

Эту художественную страничку к биографии Наполеона дописал чешский драматург Иржи Губач. Герои Губача появились на киевской сцене в прошлом сезоне — в замечательном спектакле "Корсиканка" Театра драмы и комедии на Левом берегу. И вот, уже в этом сезоне премьеру по пьесе Губача мы видим в Русской драме. Можно с определенной долей уверенности утверждать, что и здесь она будет иметь успех. Во-первых, текст Иржи Губача настолько замечателен, что испортить его в принципе трудно. Во-вторых, к постановке в Леси Украинки был привлечен ряд безусловных профессионалов. В-третьих, надо было видеть восторженную реакцию зала после спектакля…

Пьеса построена на одной мизансцене, действие обеих частей которой происходит в резиденции Наполеона на острове Святой Елены, в бывшей конюшне. Однако, несмотря на кажущуюся простоту задания, сценографом для художественного оформления был "выписан" из Москвы патриарх постсоветской сценографии Давид Боровский, известный далеко за пределами СНГ.

Режиссером-постановщиком "Наполеона и корсиканки" выступил Михаил Резникович, художественный руководитель театра, народный артист Украины, лауреат Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко. Никаких существенных вопросов к режиссеру не возникает вплоть до второй части, где персонажи ни с того, ни с сего запели: сначала один генерал, потом второй, потом — Жозефина… При том что в первом акте на мюзикл не было и намека, эти лирические отступления выглядели несколько неуместными. Более того, закончился спектакль совершенно неожиданно эстрадным номером в исполнении уже не Наполеона и Жозефины, а Давида Бабаева и Татьяны Назаровой: с микрофонами в руках они исполнили песню Эдит Пиаф и Джо Дассэна на французском и русском языках. Кстати сказать, это не первый случай успешного партнерства Бабаева и Назаровой — "Школа скандала", в которой они также вместе играют, остается одним из хитов Театра русской драмы уже много лет. Вместе они органично сосуществуют на сцене.

Давид Вольфович представил императора очень человечно, показав прежде всего человека с достоинством, не жестокого диктатора, но страстного корсиканца, которого пробуждает в нем Жозефина. Давид Бабаев рассказал, что играл, скорее, не персонажа пьесы Губача, а того Наполеона, которого увидел сам: "Это комедия, которую мы по возможности старались сделать серьезной, поскольку смеяться над такой личностью, как Наполеон, не видится возможным. Поэтому в нашем спектакле смеется больше он сам. Мы делали спектакль о простых человеческих истинах, которые открывает перед императором корсиканка. И я много говорю не от имени персонажа Губача, а от имени самого Наполеона, его цитатами, которых нет в тексте чеха. Я прочитал массу текстов об этом гениальном человеке и старался воссоздать его привычки, взрывную манеру поведения, а не комического персонажа Губача", — отметил он.

Интересна и корсиканка в исполнении Татьяны Назаровой. Разве только иногда создавалось впечатление, что актриса механически воплощает режиссерские установки, не сопереживая происходящему. В целом же горячий характер и веселый нрав героини ей удался. А на романтические сценки между главными героями смотреть было забавно.