НБУ курс:

USD

41,09

-0,00

EUR

45,59

-0,00

Наличный курс:

USD

41,35

41,30

EUR

45,95

45,80

Насколько независимыми должны быть местные бюджеты

В этом году по-прежнему будет актуальна тема бюджетной реформы, которая коснется роли и полномочий местных бюджетов. Поговаривают и о реалиях принятия нового Бюджетного кодекса, который обеспечил бы принцип независимости местных бюджетов

Александр БАРАНОВСКИЙ, ведущий эксперт Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова:
— Для того, чтобы утверждать, что доля местных бюджетов в консолидированном бюджете Украины находится на оптимальном уровне, что их доходы позволяют им реализовывать все задачи, которые стоят перед местными органами власти, необходимо, прежде всего, повышать их финансовою независимость. На сегодня часть собственных налоговых сборов в доходах местных бюджетов мизерна. И до тех пор, пока большая часть финансовых ресурсов будет аккумулироваться в центре, а лишь потом опускаться на места, оптимизировать этот процесс нам не удастся.
Эти проблемы не могут быть решены просто за счет увеличения доли местных бюджетов. Первоочередными задачами на следующий год остаются налоговая реформа, которая сможет усилить налоговою базу местных бюджетов, в том числе через введение налога на недвижимость; доработка и детализация бюджетной классификации, из-за которой ресурсами вообще не обеспечиваются множество фактически реализуемых на местах полномочий. К тому же большой объем встречных финансовых потоков между госбюджетом и местными бюджетами усложняет учет использованных средств и приводит к неизбежному конфликту интересов между центром и регионами.

Юрий ГАНУЩАК, советник Ассоциации городов Украины по вопросам бюджета:
— Украинская бюджетная система является одной из лучших в мире — в ней четко разделены полномочия между государственным и местным бюджетами. И после принятия Бюджетного кодекса перед нами стоит лишь вопрос реального наполнения средствами тех расходов, которые уже закреплены за местными бюджетами. Поэтому сейчас некорректно было бы ставить вопрос о доле местных бюджетов в консолидированном бюджете — она может меняться в зависимости от политики правительства. Однако это правительство обязано придерживаться правил, закрепленных кодексом.

Валерий АСАДЧЕВ, глава Подкомитета по местным бюджетам Верховной Рады Украины:
— Вес местных бюджетов не должен быть определен вообще, так как ни в одной стране никто не планирует консолидированный бюджет. Каждый бюджет является независимым, и при планировании никто никогда не определяет, сколько процентов перераспределено от общего консолидированного бюджета в местные или государственный бюджеты. Поэтому необходимо обеспечить принцип независимости местных бюджетов. И это реально. Для этого нужно принять новый бюджетный кодекс, который мы сейчас и готовим.
Что же касается передачи на места налогов и сборов, то необходимо идти классическим путем. Есть налоги, которые характерны для местных бюджетов, а есть такие, которые нехарактерны. Характерные — это те, которые можно "пощупать", например, земля, недвижимость и т.д., иногда добавляются такие ресурсы, как подоходный налог. Они менее характерны, но все же связаны (создание рабочих мест). Остальное регулируется трансфертной политикой (бюджеты-доноры и бюджеты-реципиенты). Механизм этот должен быть прозрачным, понятным и долгосрочным (прогнозируемым на долгий срок). Каждый должен знать, как будет работать эта система через 3-5 лет.