Настроиться на конкуренцию

На этой неделе вся Британия "встала на крыло" — начался сезон рождественских праздников. При этом зачастую доехать до ближайшего аэропорта на общественном транспорте стоит дороже, чем улететь из него в любую страну Европы. Большинство авиакомпаний на ры
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

На этой неделе вся Британия "встала на крыло" — начался сезон рождественских праздников. При этом зачастую доехать до ближайшего аэропорта на общественном транспорте стоит дороже, чем улететь из него в любую страну Европы. Большинство авиакомпаний на рынке уже перешло в разряд низшего ценового диапазона (low cost), что не преминуло сказаться на цене на авиабилеты — тарифы опустились ниже некуда, а часть билетов вообще бесплатны, достаточно только заплатить аэропортовые сборы.

Впрочем, картина в розовых тонах на этом обрывается… На Украину это правило низких авиаперелетов не распространяется. Причина также традиционна для нашей страны — отсутствие конкуренции. Если в Европе действует правило "открытого неба" (авиакомпании просто согласовывают свой график с аэропортами, а открыть новый рейс проще простого), то международные перевозки в стране защищены международными договорами, по которым авиаперевозки между странами являются прерогативой двух-трех компаний. В результате стоимость перелета из Лондона в Киев равняется стоимости полета из столицы Великобритании, например, в Сан-Франциско.

Это только один из жизненных примеров, насколько отсутствие конкуренции влияет на рядового потребителя. Правда, потребитель в отличие от авиакомпании или автозавода не может лоббировать свои интересы, он может только голосовать своей гривней (долларом, фунтом и т. д.)

Государство, защищая отрасли, делает им медвежью услугу — тяжело найти хороший продукт, созданный в условиях искусственного отсутствия конкуренции.

Несмотря на заявленные цели защиты рынка, компании редко достигают возможности бороться эффективно с конкурентами. Впрочем, в случае с Украиной ситуация, похоже, начинает меняться — приход в этом году крупных транснациональных компаний и банков свидетельствует о том, что страна стала на путь глобализации, в котором защищаться уже простыми административными методами не удастся. Можно, конечно, продолжать вести дискуссии о полезности или вреде, которые несет с собой интеграция в мировую экономику, но возвратить этот процесс вспять также не получится.

Да, этот процесс тяжело назвать безболезненным, социальные последствия в виде увольнений и закрытия заводов также довольно чувствительны, но другого выхода выжить у отечественного бизнеса нет. Те компании, которые смогут пройти процесс "чистилища" в виде конкурентной борьбы (зачастую далеких от рыночных правил), станут более устойчивыми к разного вида шокам типа повышения цен на газ. Основное правило конкуренции — быстро находить на рынке новый продукт или сокращать издержки — является почти универсальным правилом ведения бизнеса, несмотря на разницу в национальности, культуре или религии.

Примеры успешной глобализации уже можно найти в отечественном бизнесе — украинские производители в пищевой отрасли уже сами теснят транснациональные компании в своих рыночных сегментах и в последнее время сами становятся жертвами протекционизма соседних государств.

Впрочем, потребитель всегда находит выход, даже когда его, кажется, нет. В случае с авиаперевозками из Туманного Альбиона часть пассажиров просто стала летать в соседний с Украиной польский Жешув, а оттуда ехать на поезде.

На фоне шумных провинциальных аэропортов Восточной Европы (кроме того, они еще и дорогие — британская BAA купила будапештский за $2 млрд.), отечественные или тихо умирают, или застыли в своем развитии где-то в прошлом веке. Рядовые же граждане продолжают колесить по просторам родной страны на самых медленных в мире поездах.

Десять важнейших тенденций развития глобального бизнеса

Ка кое значение в ближайшие пять лет будет иметь каждая из этих тенденций?*

Значение для глобального бизнеса

Респонденты ответившие "огромное" или "большое",%

Рост покупательной способности населения развивающихся стран

81

Ускорение темпов технологически инноваций

81

Рост низкозатратного производства в развивающихся странах

77

Старение населения в развитых странах

74

Экономическая либерализация

63

Проблемы с обеспечением природными ресурсами

58

Геополитическая нестабильность

57

Возросшая мобильность капитала

50

Возросшая мобильность трудовых ресурсов

45

Растущие экологические угрозы

45

Как каждая из этих тенденций отразиться на прибыльности вашей компании в ближайшие пять лет?*

Влияние на прибыльность

Респонденты**, %

Всего респондентов, чел.

Положительное

Нейтральное

Отрицательное

70

25

5

8307

71

24

5

8911

53

29

18

8432

32

49

19

7788

60

32

8

8375

17

53

30

7299

20

45

35

8074

49

44

7

8338

42

47

11

8339

21

53

26

7664

* Все данные взвешены по размеру ВВП представленных в опросе стран, поскольку количество распондентов из разных регионов было разным

** Резиденты, ответившие "не имеет значения", не учитывались

Источник: опрос 9346 руководителей компаний, проведенный The McKinsey Quarterly в марте 2005 г.