- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Настроиться на конкуренцию
На этой неделе вся Британия "встала на крыло" — начался сезон рождественских праздников. При этом зачастую доехать до ближайшего аэропорта на общественном транспорте стоит дороже, чем улететь из него в любую страну Европы. Большинство авиакомпаний на рынке уже перешло в разряд низшего ценового диапазона (low cost), что не преминуло сказаться на цене на авиабилеты — тарифы опустились ниже некуда, а часть билетов вообще бесплатны, достаточно только заплатить аэропортовые сборы.
Впрочем, картина в розовых тонах на этом обрывается… На Украину это правило низких авиаперелетов не распространяется. Причина также традиционна для нашей страны — отсутствие конкуренции. Если в Европе действует правило "открытого неба" (авиакомпании просто согласовывают свой график с аэропортами, а открыть новый рейс проще простого), то международные перевозки в стране защищены международными договорами, по которым авиаперевозки между странами являются прерогативой двух-трех компаний. В результате стоимость перелета из Лондона в Киев равняется стоимости полета из столицы Великобритании, например, в Сан-Франциско.
Это только один из жизненных примеров, насколько отсутствие конкуренции влияет на рядового потребителя. Правда, потребитель в отличие от авиакомпании или автозавода не может лоббировать свои интересы, он может только голосовать своей гривней (долларом, фунтом и т. д.)
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaГосударство, защищая отрасли, делает им медвежью услугу — тяжело найти хороший продукт, созданный в условиях искусственного отсутствия конкуренции.
Несмотря на заявленные цели защиты рынка, компании редко достигают возможности бороться эффективно с конкурентами. Впрочем, в случае с Украиной ситуация, похоже, начинает меняться — приход в этом году крупных транснациональных компаний и банков свидетельствует о том, что страна стала на путь глобализации, в котором защищаться уже простыми административными методами не удастся. Можно, конечно, продолжать вести дискуссии о полезности или вреде, которые несет с собой интеграция в мировую экономику, но возвратить этот процесс вспять также не получится.
Да, этот процесс тяжело назвать безболезненным, социальные последствия в виде увольнений и закрытия заводов также довольно чувствительны, но другого выхода выжить у отечественного бизнеса нет. Те компании, которые смогут пройти процесс "чистилища" в виде конкурентной борьбы (зачастую далеких от рыночных правил), станут более устойчивыми к разного вида шокам типа повышения цен на газ. Основное правило конкуренции — быстро находить на рынке новый продукт или сокращать издержки — является почти универсальным правилом ведения бизнеса, несмотря на разницу в национальности, культуре или религии.
Примеры успешной глобализации уже можно найти в отечественном бизнесе — украинские производители в пищевой отрасли уже сами теснят транснациональные компании в своих рыночных сегментах и в последнее время сами становятся жертвами протекционизма соседних государств.
Впрочем, потребитель всегда находит выход, даже когда его, кажется, нет. В случае с авиаперевозками из Туманного Альбиона часть пассажиров просто стала летать в соседний с Украиной польский Жешув, а оттуда ехать на поезде.
На фоне шумных провинциальных аэропортов Восточной Европы (кроме того, они еще и дорогие — британская BAA купила будапештский за $2 млрд.), отечественные или тихо умирают, или застыли в своем развитии где-то в прошлом веке. Рядовые же граждане продолжают колесить по просторам родной страны на самых медленных в мире поездах.
Десять важнейших тенденций развития глобального бизнеса
Ка кое значение в ближайшие пять лет будет иметь каждая из этих тенденций?*
Значение для глобального бизнеса
Респонденты ответившие "огромное" или "большое",%
Рост покупательной способности населения развивающихся стран |
81 |
Ускорение темпов технологически инноваций |
81 |
Рост низкозатратного производства в развивающихся странах |
77 |
Старение населения в развитых странах |
74 |
Экономическая либерализация |
63 |
Проблемы с обеспечением природными ресурсами |
58 |
Геополитическая нестабильность |
57 |
Возросшая мобильность капитала |
50 |
Возросшая мобильность трудовых ресурсов |
45 |
Растущие экологические угрозы |
45 |
Как каждая из этих тенденций отразиться на прибыльности вашей компании в ближайшие пять лет?*
Влияние на прибыльность
Респонденты**, % |
Всего респондентов, чел. |
||
Положительное |
Нейтральное |
Отрицательное |
|
70 |
25 |
5 |
8307 |
71 |
24 |
5 |
8911 |
53 |
29 |
18 |
8432 |
32 |
49 |
19 |
7788 |
60 |
32 |
8 |
8375 |
17 |
53 |
30 |
7299 |
20 |
45 |
35 |
8074 |
49 |
44 |
7 |
8338 |
42 |
47 |
11 |
8339 |
21 |
53 |
26 |
7664 |
* Все данные взвешены по размеру ВВП представленных в опросе стран, поскольку количество распондентов из разных регионов было разным
** Резиденты, ответившие "не имеет значения", не учитывались
Источник: опрос 9346 руководителей компаний, проведенный The McKinsey Quarterly в марте 2005 г.