Назначить ответственных

Перед тем как входить в новый бизнес или начинать работу над проектом, каждый собственник желает увидеть расчеты, которые покажут будущую прибыль. Для проведения таких работ некоторые компании привлекают внешних консультантов, а в некоторых ситуациях спра

Перед тем как входить в новый бизнес или начинать работу над проектом, каждый собственник желает увидеть расчеты, которые покажут будущую прибыль. Для проведения таких работ некоторые компании привлекают внешних консультантов, а в некоторых ситуациях справляются своими силами

Для того чтобы знать заранее, с чем компания столкнется, какие необходимы средства для запуска нового бизнеса или выведения продукта, создается предпроектная комиссия, которая занимается анализом и на выходе выдает документ, в котором есть не только расчет основных показателей, но и полное описание проекта и рекомендации, как его реализовать.

Как рассказала вице-президент по организационному развитию компании Softline Елена Гапич, перед тем как начинать проект, руководство компании назначает эккаунт-менеджера, который несет ответственность за подбор специалистов из специализированных структур компании (консалтинг, аналитическая служба, архитектурное бюро и т. п.), способных произвести анализ и соответствующую оценку. Внутри специализированных структур задачи распределяются в соответствии с загрузкой сотрудников нужной квалификации. На предпроектной стадии в соответствии с процедурами системы качества в Softline создается документ "Видение проекта" (концептуальные положения о содержании будущего проекта и ожидаемых результатах), на его основании создается внутренний документ "Постановка работы" и предварительный бизнес-план.

К созданию проектной группы также прибегает компания "Три медведя". Как рассказал финансовый менеджер предприятия Виталий Андриец, при внедрении серьезного проекта формируются группы, состоящие из сотрудников компании, задействованных в реализации этого проекта. Специальных людей, занимающихся только внедрением каких-либо проектов, в компании нет. Ответственное лицо (менеджер проекта) обычно назначается из числа руководителей соответствующего подразделения либо им становится исполнительный директор. Каждый из отделов занимается своим направлением.

Некоторые компании используют особый подход, присущий большому бизнесу. По словам менеджера по слияниям и поглощением горно-металлургического направления СКМ Андрея Большакова, на предварительном этапе ведется реестр проектов с указанием их основных характеристик. Для проектов, получивших высокий приоритет, готовятся инвестиционные меморандумы с результатами экспресс-анализа и предварительными выводами. По результатам оценки инвестиционного меморандума принимается решение об открытии проекта с соответствующим глубоким анализом и значительным объемом работ.

Помощь извне

Некоторые работы не могут быть выполнены специалистами компании. Для этого привлекаются различные консалтинговые организации. "Самостоятельно мы не делаем юридический, финансовый и экологический due diligence, — отмечает Андрей Большаков. — Все остальные работы могут вести свои специалисты либо совместно с консультантами". Как рассказала Елена Гапич, стороннюю помощь компания привлекает в случае, если будущий проект или его часть связаны со спецификой работ, на которых сотрудники Softline не специализируются. Например, это могут быть специалисты по бюджетированию или инвестиционные менеджеры, которых можно привлекать на предпроектное обследование на проекты по реструктуризации предприятий.

По мнению ряда компаний, в некоторых случаях можно привлекать сторонних менеджеров проектов. Как рассказал финансовый менеджер компании "Три медведя" Виталий Андриец, по возможности работы проектного исследования проводятся предприятием самостоятельно. Помощь консультантов необходима, как правило, для решения единично возникающих вопросов, которые требуют специальных знаний и навыков. Однако возможно привлечение сторонней организации и на роль менеджера проекта, если у этой организации имеется большой опыт внедрения подобных проектов.

Для некоторых работ приходится приобретать уже готовые исследования у различных консалтинговых компаний. Однако зачастую объективные данные найти сложно. К такому мнению пришли и в компании Softline. "Работая на рынке информационных технологий, мы зачастую хотели бы купить готовое исследование по отдельному информационному или программному продукту и его использованию на определенном рынке, но вынуждены довольствоваться открытыми отчетами о состоянии интересующей нас отрасли, которые грешат общими сведениями и не всегда точны", — рассказывает Елена Гапич.

По мнению директора по маркетингу компании АВК Алексея Остапченко, проводить исследования рынка самостоятельно для компании экономически нецелесообразно: это чрезвычайно затратное мероприятие, требующее, к тому же, дополнительного привлечения большого количества человеческих ресурсов на непродолжительное время. Гораздо выгоднее покупать исследования у специализированных компаний. При этом в зависимости от сложности исследования его цена может колебаться в пределах от нескольких тысяч долларов до нескольких десятков тысяч.

Самостоятельная работа по исследованию рынка обойдется компании намного дороже. Со специализированными агентствами выгодно сотрудничать еще и потому, что в случае если одно и то же исследование выполняется сразу для нескольких заказчиков, его цена для компании существенно снижается. АВК на регулярной основе приобретает данные исследований рынка и потребителей у компаний AC Nielsen и TNS. Также для компании проводятся опросы фокус-групп при тестирования новых идей, видов упаковок, вкусовых характеристик продуктов. Собственными силами, без привлечения внешних консультантов, компания проводит дегустации новых продуктов перед запуском их в массовое производство.

Сколько это стоит

Стоимость предпроектных работ начинается от $2 тыс. В среднем компании тратят $10-15 тыс.