"Не думаю, что нас ожидают радикальные изменения в налоговом поле", — говорит министр финансов Виктор Пинзеник

Министр как всегда был прост в общении. Хотя сменил маленькую комнату в Верховной Раде на внушительный министерский кабинет. Традиционно не расставался с сигаретой и отдавал предпочтение крепкому кофе, сваренному "по-восточному". Говорят, на кофе к минист
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Министр как всегда был прост в общении. Хотя сменил маленькую комнату в Верховной Раде на внушительный министерский кабинет. Традиционно не расставался с сигаретой и отдавал предпочтение крепкому кофе, сваренному "по-восточному". Говорят, на кофе к министру захаживают многие, поскольку такого в Кабмине больше не найти. А кофеварку в приемную Виктора Михайловича принесла жена.

Кабинет министра финансов не изобилует излишествами. Казалось, на смену прошлому хозяину сюда принесли лишь фоторепродукцию с Оранжевой революции да огромный лист ватмана, закрепленный на стене — "Побажання міністру фінансів". Пожелания самые разнообразные, есть шутки. В остальном — сугубо рабочая атмосфера.

О политике министр говорит неохотно. На все вопросы о будущих выборах и судьбе "Нашей Украины" отвечает улыбкой и оптимистичным "Все буде добре". Поэтому основной канвой нашего разговора были экономика и финансы.

— Виктор Михайлович, можете ли вы уже обнародовать предварительные данные по выполнению бюджета за текущий месяц?

— Да, как раз эти данные у меня уже есть на руках. По состоянию на 24 мая бюджет выполнен на 78%. В т. ч. поступления от ГНАУ обеспечены на уровне 83%, от Государственной таможенной службы — на 72%. При этом хотел бы отметить, что май является одним из наиболее тяжелых месяцев. На него приходится наибольшая сумма доходов, которые должны поступить в бюджет, — 8,2 млрд. грн. Пока что поступило 6,4 млрд. грн. До планового показателя не хватает 1,75 млрд. грн. Есть вопросы с источником покрытия дефицита.

— То есть существует проблема с наполнением бюджета?

— Нет, с источником покрытия дефицита. Мы выполняем бюджет. По итогам 5-ти месяцев показатель доходов госбюджета будет выполнен даже с некоторым запасом. В то же время этот запас создан за счет невыполнения плана по возмещению НДС. Так, за прошлый месяц из плановых 1063 млн. грн. было возмещено 1031 млн. грн., то есть около 97%. По состоянию на 24 мая возмещена только треть месячного плана: из 923 млн. грн. — 303 млн. грн. Я уже имел соответствующий разговор с руководством ГНАУ.

— Как скажется изменение формы начисления акцизов на нефтепродукты на наполнении бюджета?

— Думаю, снижения поступлений от акциза за этим не последует. Раньше существовала комбинированная ставка 20%, но не менее 60 или 30 евро. То есть процентная ставка была инструментом привязки к цене. В связи со стремительным ростом цен на энергоносители мы поддержали решение о переходе на фиксированную ставку. За этот месяц по акцизу уже поступило 319 млн. грн. из запланированных 469 млн. грн. Однако пик поступлений приходится на последние дни месяца, поэтому план за май будет выполнен. За январь-май поступления составляют 96%: из запланированных 1,882 млрд. грн. фактически поступило 1,804 млрд. грн.

— В ходе урегулирования ситуации на рынке нефтепродуктов правительство заявило о создании резерва. Будет ли осуществляться финансирование из госбюджета?

— В законе о бюджете на текущий год такие средства не заложены. Но можно искать решения в рамках компетенции Госрезерва. Речь идет о продаже одних ресурсов и возврате долгов, что позволит высвободить определенные средства для закупки нефтепродуктов. Мы уже направили соответствующий запрос в Госрезерв относительно не возвращенных многими предприятиями Украины долгов. Сумма долгов оценивается в несколько миллиардов гривен, причем предшествующее правительство расписало их возврат до 2023 года.

— Какова ситуация с наполнением Пенсионного фонда. Удалось ли ее стабилизировать?

— Ситуация с доходами Пенсионного фонда начинает исправляться. При плане поступлений в мае в 3,3 млрд. грн. на сегодняшний день получено 2,7 млрд. грн. Это на 32% больше, нежели в прошлом году. А если говорить о пяти месяцах, то в прошлом году за январь-май в Пенсионный фонд поступило 12,3 млрд. грн., в этом — уже 15,7 млрд. грн. До плана не хватает около 300 млн. грн., но, думаю, плановый показатель по собственным доходам будет выполнен.

В то же время Пенсионный фонд не имеет собственной ресурсной базы, и мы в значительной мере его дотируем. Сумма дотаций составляет около 14 млрд. грн.

Мы сейчас переживаем наиболее критичные месяцы для Пенсионного фонда — апрель, май и июнь. В апреле шли выплаты за апрель и за январь. В мае — за май и за февраль. Остался последний месяц наибольшей нагрузки на бюджет по пенсионным выплатам — это июнь (выплаты за июнь и за март). Потом ситуация станет немного легче. В этот период большая часть ресурсов бюджета отвлекалась в Пенсионный фонд. Начиная с июля, эта доля будет меньшей.

— Виктор Михайлович, не могли бы вы прояснить ситуацию вокруг единого налога. Стоит ли ожидать в ближайшем будущем увеличения порога для СПД с 300 тыс. грн. до, к примеру, 500 тыс. грн.?

— Единый налог есть и будет. Во всех странах мира устанавливаются пороги, в ЕС, например, регистрация плательщика НДС наступает при обороте в 5 тыс. евро, поскольку дальше возникают схемы. В некоторых секторах мы наблюдаем ситуацию, когда уплаты НДС нет, но при экспорте возникает возмещение. Это ненормально.

Поэтому сегодня в правительстве дискутируется не вопрос существования упрощенной системы как таковой, а вопрос порога. Что касается конкретной цифры, в законе она предусмотрена на уровне $60 тыс. или около 300 тыс. грн. в год.

— А как насчет "экспортных схем" с НДС, о которых в частности говорила Юлия Тимошенко?

— Я думаю, сейчас есть определенные основания говорить о том, что подобные схемы действуют в меньшей мере. По поступлениям НДС мы достигли плановых показателей по итогам 5-ти месяцев. Проблемы, связанные с экспортом и импортом, правда, остались. На днях у премьер-министра Украины было совещание по поводу реализации программы "Контрабанда-стоп". На первом этапе реализации программы наметился определенный прогресс в работе таможни, однако сегодня он опять тормозится. В этой связи было решено использовать дополнительные механизмы контроля. Например, как элемент упреждения злоупотреблений со стороны бизнеса и таможенников планируется принять постановление, которое узаконит обмен таможенными декларациями с таможнями соседних государств. Кроме этого, принято решение о режиме работы оперативных и мобильных групп, задача которых упреждать контрабанду. Возможно и внедрение иных механизмов. Например, иногда можно определить "липу" по формулировке экспортных договоров. В этой связи в России было внедрено предварительное декларирование по заявленному принципу экспортного контракта.

— В значительной мере использование схем связывалось со страховой и перестраховочной деятельностью…

— Есть значительные проблемы с добровольными видами страхования. Некоторые предприятия, к примеру, страхуют риск цунами или падение метеорита, который не наступает, уводя таким образом суммы страховых платежей от налогообложения прибыли. Существуют и другие схемы оптимизации налогообложения. Поэтому вопрос с налогообложением страхового сектора должен быть решен в ближайшее время.

— А что будет с регулятором рынков финансовых небанковских услуг? Обсуждается ли еще объединение Госфинуслуг с Минфином?

— Пока этот вопрос снят с повестки дня и смещен на второй план. Хотя необходимо разделить регуляторные функции, которые должны быть в компетенции Госфинуслуг, и разработку политики в финансовом небанковском секторе, которой должно заниматься профильное министерство (Минфин).

К финансовой политике я отношу вопросы развития страхового сектора, пенсионной системы, института ипотеки.

— Как на сегодняшний день вы оцениваете развитие негосударственного уровня пенсионной системы?

— Действующий Закон "О негосударственном пенсионном обеспечении" нуждается в срочной доработке. Речь идет прежде всего о снижении рисковости пенсионных вложений. На сегодняшний день сохранность сбережений в НПФ во многом зависит от морали тамошних работников. К примеру, право покупки акций предприятий за счет пенсионных активов является грубейшей ошибкой. Это узаконенная возможность для злоупотреблений и создания афиллированных цепочек в системе участников НПО.

— Какие вы видите проблемы для развития ипотечного кредитования? Правительство намеревалось привлечь под госгарантии для ГИУ около 10 млрд. грн. Из каких источников поступят эти средства?

— Во-первых, 10 млрд. грн. — граничная цифра. Привлечение средств будет происходить по мере возникновения спроса на рынке. На сегодняшний день главная проблема в том, что средний уровень зарплаты не позволяет людям быть участниками этого рынка. По нашим расчетам зарплата, которая позволяет влиться в этот процесс, должна составлять $250-300. С ростом доходов людей спрос будет расширяться. Соответственно, мы будем увеличивать объемы заимствований. Могут быть и внешние заимствования. К примеру, заем банка Японии был очень дешевым: 1,5% в иене на 30 лет. Это очень недорогие средства. Могут быть займы и на внутреннем рынке. Самый дешевый внутренний заем у нас был на год под 4,5%. Тогда как в среднем ставка на внутреннем рынке составляет 6,3-6,5% годовых. Помимо цены заемных средств, наша политика будет определяться и курсовой динамикой. Дополнительный приток долларов уже сейчас создает нам проблемы.

— Ваш прогноз относительно курса доллара к концу года?

— Я не вижу причин для того, чтобы доллар рос. Мы снова подходим к принципиально важному вопросу для политики страны: или доллар, или инфляция. У Нацбанка есть единственный инструмент покупки доллара — эмиссия, печатанье дополнительных денег. В прошлому году, если я не ошибаюсь, инфляция планировалась на уровне 6,3%, а достигла отметки в 12,3%. Потому что наплыв доллара определял, какой будет объем эмиссии Нацбанка. От такой политики нужно удалятся, и НБУ начал это делать.

— Вы упомянули о курсовой динамике. В этой связи хотелось бы поговорить о последнем запрете НБУ нерезидентам покупать годичные ОВГЗ. Не представляет ли определенной угрозы для экономической стабильности, если нерезиденты решат зафиксировать прибыль и выйти с рынка ОВГЗ, обвалив курс национальной валюты? Ведь на сегодняшний день при общем значении портфеля ОВГЗ в 17 млрд. грн. на долю нерезидентов приходится 6,7 млрд. грн.

— Давайте пересчитаем в доллары ту цифру, которую вы назвали: 6,7 млрд. грн. — это $1,3 млрд. НБУ за этот год уже купил $4,6 млрд. Цифры, нормальные для спокойного сна. Кроме того, кто будет отказываться от доходных облигаций при том, что на рынках не так легко разместить средства по приемлемой цене? То есть нерезиденты могут избавляться от ОВГЗ в виду определенных обстоятельств. К примеру, в 2000 году это могло произойти из-за дефолта, когда правительство было не способно погасить обязательства по валютным платежам. Сейчас резервы НБУ составляют $13 млрд. То есть для возникновения кризиса нет причин.

— Какие показатели по налоговым поступлениям, инфляции и прочим ключевым аспектам будут закладываться в бюджетную резолюцию-2006?

— Я не думаю, что в следующем году нас ожидают радикальные изменения в налоговом поле. Но определенную коррекцию нужно будет внести. Например, уже упоминалось о внесении изменений в Закон "О страховании". Очевидно, будет внесен и принят закон об упрощенной системе налогообложения, над которым сейчас ведется работа. Бюджет следующего года будет очень непростой. Как и непросты задачи, требующие решения. Но мы имеем главное — волю Президента Украины на их реализацию.