и средний бизнес играет важную роль в экономике большинства стран мира. Практически у всех стран — наших соседей небольшие компании оказывают значительно большее влияние на развитие государства, чем большие предприятия. Так, к примеру, мелкий и средний бизнес в Польше приносит почти половину ВВП и обеспечивает работой более 70% работоспособного населения страны.
Многие удивятся, но количественные характеристики сектора малого и среднего бизнеса Украины соответствуют показателям Европейского Союза и даже в чем-то превосходят их. Облегченное налогообложение в последние годы очень стимулировало рост их количества, и сейчас число компаний СМБ на душу населения в Украине одно из самых больших в Европе. Конечно же, часть таких компаний используется для оптимизации налогообложения, однако, даже без их учета, число реально работающих небольших ЧП, ФОП и небольших ООО остается значительным. Их роль в экономике страны пока не так велика, как у соседей, но, несмотря на некоторую турбулентность в законодательстве сегодня, перспективы стать важнейшей частью экономики Украины у малого и среднего бизнеса завтра очень большие.
Уже сейчас малый и средний бизнес может быть отличной пользовательской базой для тех, кто занимается современными технологиями и ведет бизнес в интернете: в условиях кризиса многие компании этого сектора задумались об оптимизации расходов на промо и рекламу, кроме того, важность интернета как платформы для ведения бизнеса значительно возросла. В результате, количество компаний СМБ и их активность в сети значительно увеличились.
У меня создается впечатление, что многие компании, имеющие отношение к интернет-технологиям, игнорируют сектор малого и среднего бизнеса. Так, к примеру, практически все исследовательские компании в своих оценках объемов рынка интернет-рекламы и услуг открыто заявляют, что их данные не содержат информации по сектору малого и среднего бизнеса. А это, по самым приблизительным оценкам, не меньше половины всего рынка!
В то же время небольшие предприятия все активнее ведут себя в интернете. Им интересны новые технологии и им нужна помощь в развитии в сети. Я убежден, что ниша малого и среднего бизнеса в интернете — это отличная "золотая" возможность для предпринимателей в Украине. Да, тысяч гривен от таких клиентов за проекты ожидать не стоит. И не нужно — достаточно построить систему, которая будет обслуживать тысячу небольших клиентов и брать с них за это по 10 грн., и вы сразу же получите на порядок выше доход по сравнению с одним большим и, как правило, поэтому очень требовательным и капризным клиентом :). А небольшие клиенты проявляют намного большую лояльность в сравнении с крупными заказчиками.
Какие сервисы могут быть востребованы такими клиентами? Любые. Взгляните, к примеру, на качество сайтов украинских компаний – в большинстве случаев оно очень низкое. Обратите внимание на хостинг — по-настоящему удобных предложений для начинающих предпринимателей очень мало. Загляните на любой семинар или тренинг по интернет-рекламе и посмотрите на состав аудитории: 90% людей на таких мероприятиях представляют небольшие бизнесы, и они готовы на очень многое, чтобы понять, как работает интернет-реклама и научиться ее эффективно использовать. Я уже не говорю о таких сложных решениях, как системы интернет-платежей либо торговые площадки. Хотя такие бизнесы уже есть в Украине, но их пока недостаточно, чтобы удовлетворить увеличивающийся спрос.
Поэтому я могу со всей уверенностью сказать, что начав предоставлять ЛЮБЫЕ услуги компаниям малого и среднего бизнеса в интернете, вы будете успешны. Главное условие — нужно понимать, что вручную большое количество клиентов, работающих по микроплатежам, обслуживать невозможно, поэтому второй важной составляющей бизнеса, обслуживающего небольших клиентов, является как можно более полная автоматизация всех процессов.
Желаю удачи в бизнесе. Надеюсь, после прочтения этой небольшой статьи у вас появятся идеи, которые принесут вам успех!