Не первая скрипка

Любой собственник бизнеса в конечном итоге стремится к росту его стоимости. На Западе существуют довольно сложные формулы и механизмы расчета такой стоимости, построенные в основном на обороте компании. В наших условиях оборот не всегда отражает реальны
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Любой собственник бизнеса в конечном итоге стремится к росту его стоимости. На Западе существуют довольно сложные формулы и механизмы расчета такой стоимости, построенные в основном на обороте компании. В наших условиях оборот не всегда отражает реальный доход собственника бизнеса. Не учитываются, например, издержки, которые индивидуальны для каждого предприятия. Поэтому главным фактором, влияющим на стоимость бизнеса, является приносимый им доход. Речь идет именно о предпринимательском доходе — той сумме, которую ежемесячно зарабатывает хозяин предприятия после всех выплат: налогов, зарплаты сотрудникам и т. п. Поэтому, прежде чем решаться увеличивать активы, особенно если цель — продажа бизнеса, бизнесмен должен понимать, стоит ли шкурка вычинки

По мнению экспертов российской консалтинговой группы "Магазин готового бизнеса", на стоимость бизнеса оказывают влияние множество факторов, среди которых стоимость активов играет далеко не первую и единственную роль.

1. Спрос и предложение. Стоимость бизнеса напрямую зависит от количественного соотношения потенциальных покупателей и компаний, предложенных к продаже. Соотношение между спросом и предложением может увеличить или уменьшить цену компании на 15 — 20%. В 2003 году наибольшим спросом пользовались предприятия сферы услуг, общепита и продовольственного бизнеса. Например, инвесторы готовы были платить от $30 000 до $200 000 за салон красоты, который приносит минимальный доход или вообще работает "в ноль".

2. Тип бизнеса. Компании, управление которыми не требует специализированной подготовки, продаются дороже, чем те, владение которыми предполагает наличие специализированных навыков и которые, следовательно, имеют ограниченный рынок покупателей. Например, многие покупатели расценивают автомойки как предприятия, развитие которых не предполагает каких-то оригинальных маркетинговых ходов. Нередко приходится слышать фразу: "Главное — вовремя закупать моющие средства, а клиент сам пойдет". Руководствуясь этой логикой, инвесторы иногда готовы заплатить за автомойку сумму, составляющую свыше тридцати ее месячных прибылей.

3. Риск. Для многих покупателей отсутствие риска или темных сторон сделки оправдывает более высокую цену. Как это ни парадоксально, но инвестор готов платить больше за компанию с "белой" бухгалтерией, хотя ее доходы, несомненно, будут ниже, чем у ее "серого" собрата. Другой пример — сетевые компании. Они характеризуются повышенной ликвидностью: их стоимость на 15 — 20% выше стоимости аналогичных по критерию дохода предприятий. Объясняется это меньшими рисками, с которыми связано приобретение сетей: фирма не понесет существенного убытка в случае, если возникнут проблемы с арендой одной из точек или если рядом откроется конкурирующая организация.

4. Наличие активов. При определении стоимости бизнеса ключевое значение имеет приносимый им доход. В случае, если компания обладает высокотехнологичным дорогостоящим оборудованием с длительными сроками полезного использования, а также недвижимостью, к стоимости денежного потока прибавляется ликвидационная стоимость этих объектов. Однако денежный поток все же остается определяющим фактором, а оборудование рассматривается как инструмент, без которого невозможно получить данный денежный поток. Такими же факторами являются обученный персонал и клиентская база. В исключительных случаях может быть учтена деловая репутация (goodwill), но для этого компания действительно должна обладать каким-либо выдающимся нематериальным активом и продавать свою продукцию или услуги по цене, превышающей рыночную.

5. Личные цели. Как продавец может быть эмоционально привязан к своему бизнесу, так и покупатель может ожидать от бизнеса, чтобы тот отвечал определенным нефинансовым параметрам. Поэтому инвестор может изъявить желание уплатить больше за бизнес, который будет приносить ему удовлетворение, соответствуя определенным личным ценностям и идеалам. Например, мы не так давно продали ресторан в центре Москвы. Покупатель увидел фотографии объекта на нашем сайте в Интернете, потом случайно зашел в то самое заведение и понял, что это то, о чем он мечтал всю жизнь. Он действительно был готов заплатить несколько больше реальной стоимости бизнеса.

6. Мотивация. Насколько сильно желание продавца продать бизнес? Насколько сильно желание покупателя приобрести бизнес? Наличие вынуждающих личных обстоятельств, начиная с отсутствия работы и заканчивая болезнью и смертью, может серьезно повлиять на цену бизнеса. Покупателю всегда надо обращать особое внимание на причину продажи, ведь не исключено, что магазин продается из-за того, что рядом строится большой супермаркет. Среди прочих факторов большое значение имеют известность компании на рынке, возможность увеличения рыночной доли, гарантия сохранения клиентской базы при смене собственника, наличие слаженной команды и пр.

По материалам российской консалтинговой группы "Магазин готового бизнеса"