НБУ курс:

USD

41,70

+0,05

EUR

43,82

+0,10

Наличный курс:

USD

41,83

41,79

EUR

44,25

44,10

Не стоит верить саммитам

Борис Тарасюк, глава Института Евро-Атлантического сотрудничества:
Стратегии роста от ПриватБанка, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy и более 90 лидеров отрасли.
Киев, 12 декабря, офлайн
Забронировать участие

Борис Тарасюк, глава Института Евро-Атлантического сотрудничества:

– Ни один из пяти саммитов "Украина-ЕС" не носил определяющего характера. В основе саммитов лежит соглашение о взаимном партнерстве и сотрудничестве, и проводятся они в регулярном порядке, однако все принципиальные решения относительно развития отношений с Украиной принимаются исключительно Европейским союзом на заседаниях Совета ЕС, как это происходило, например, в Гетеборге, когда были приняты несколько позитивных для Украины решений. Саммит "Украина-ЕС" — это форум, на котором лидеры двух сторон встречаются, чтобы поделиться мнениями относительно ситуации в Украине, ходе интеграционных процессов внутри Европейского союза и т.д. Тем не менее, это важные встречи. Фон, на котором проходила последняя из них, оставил неоднозначные впечатления. В объемном заключительном заявлении, которое включало 26 пунктов, украинская сторона давала обещание придерживаться и в дальнейшем демократических принципов, прав человека, свободы слова, провести демократические и прозрачные парламентские выборы. В свою очередь, европейская сторона в достаточно дипломатичной и деликатной манере выразила надежду, что все будет происходить именно так и не иначе. В этих словах нет откровенной критики, во всяком случае такой, которая периодически звучала по отношению к Украине в июне в Гетеборге или в марте на заседаниях Европейского парламента.

В заключительном заявлении саммита зафиксированы и некоторые позитивные моменты, которые свидетельствуют о желании обеих сторон думать о будущем, об устранении трудностей, существующих во взаимоотношениях Украины и ЕС. А трудности действительно существуют. Это, в первую очередь, различия в том, что касается исполнения определенных обязательств Украины как действующего члена Совета Европы, различия в интерпретации путей выполнения соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Известно, что за Украиной уже числится более двух десятков фактов нарушения соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС.

Большое внимание на саммите "Украина-ЕС" в Ялте уделялось вопросу возможных последствий для Украины принятия в ЕС новых членов. В этом отношении можно дать позитивную оценку полученному от ЕС обещанию проводить совместные консультации по вопросам визовой политики, а именно по устранению препятствий для украинских граждан при пересечении границы с Евросоюзом. ЕС обещал оказать соответствующую помощь для обустройства границ Украины.

В ялтинском заявления мы нашли ответы на вопросы, которые нас долгое время волнуют. Речь идет о последствиях закрытия Чернобыльской АЭС. Представители Европейского союза в очередной раз заверили готовность соблюдать свои финансовые обязательства по достройке дополнительных энергоблоков на Ровенской и Хмельницкой АЭС. Однако нам следует констатировать, что ЕС в данном конкретном случае продемонстрировал несостоятельность в выполнении своих обязательств. Украина, как известно, свою часть обязательств совместного меморандума выполнила.

Не обошел этот саммит и вопросы участия Украины в реализации европейской политики безопасности и обороны. В частности, высказывался интерес к возможности использования украинских самолетов среднего радиуса действия. Этот интерес европейской стороны к украинской транспортной авиации не новый, во всяком случае я сам в 1997 году подписывал соответствующее взаимное соглашение. Однако, как это часто бывает, дальше деклараций в этом плане мы не продвинулись. Впрочем вопрос безопасности — это, пожалуй, единственная сфера в украинско-европейских отношениях, где Украина выступает не как потребитель, а как полноправный партнер.