Не такая, как все

Роторный двигатель объемом 1,3 л, способный выдавать "на гора" 192—250 лошадиных сил мощности. Одного этого достаточно для выделения Маzda RX-8 в отдельный класс — кроме Маzda, таких спорткаров больше не производит никто. Японским конструкторам этого пок

Роторный двигатель объемом 1,3 л, способный выдавать "на гора" 192—250 лошадиных сил мощности. Одного этого достаточно для выделения Маzda RX-8 в отдельный класс — кроме Маzda, таких спорткаров больше не производит никто. Японским конструкторам этого показалось мало, и они попытались объединить в машине казалось бы изначально несовместимые вещи — спортивную управляемость и комфорт в езде, короткую базу и четыре посадочных места плюс багажник. Получилось ярко и оригинально — Mazda RX-8 ломает привычный стереотип относительно того, что спорткар может быть только "вторым" автомобилем. Машина подходит для ежедневного пользования. Главное — не смущаться от постоянного пребывания в центре внимания водителей и пешеходов

За весь период проведения "Инвестгазетой" тест-драйвов ни одному автомобилю еще не удавалось собрать столько восхищенных взглядов, сколько было обращено на Mazda RX-8. А ведь тестировали и автомобили подороже. Удивить кого-либо роскошным BMW седьмой серии или даже спортивным внедорожником Porsche Cayenne весьма сложно. Да, автомобили хорошие и респектабельные, но их количество на наших дорогах исчисляется сотнями, а массовость, как известно, дорогим "игрушкам" вряд ли к лицу.

Иное дело спорткары. Красный цвет плюс оригинальная "внешность", характерный рык двигателя — и вы в центре внимания, других водителей уже можно считать консерваторами. Правда, мода на "небольшое и спортивное" в Украине носит характер скорее случайный, нежели закономерный. То ли это особенности нашей климатической зоны или дорожного покрытия, то ли еще что-то, но красивые спортивные автомобили на наших дорогах пока еще диковинка. Старые спортивные развалюхи, которые уже давно вымотали свой километраж на автобанах Европы и неведомо каким образом попали теперь в Украину, дабы здесь дожить свой век, — не в счет. Новых спортивных машин у нас пока немного.

С точки зрения практичности это вполне объяснимо. Высокая цена, небольшой клиренс, два посадочных места, отсутствие багажника, дорогой сервис — все это в умах потребителей отводит спорткары на дальний план. В лучшем случае — на роль "второго" автомобиля. Сломать стереотип попробовали японцы, представив в прошлом году модель Mazda RX-8. Несмотря на ярко выраженную спортивную ориентацию, у машины четыре посадочных места, 290-литровый багажник. При этом стоимость авто стартует от 34 тыс. евро, хотя внешне оно выглядит значительно дороже. Определить, как сочетается практичность и спортивный характер, мы решили на примере Mazda RX-8 в более экономном варианте Standard Power — мощность 1,3-литрового двухсекционного двигателя составляет "всего-то" 192 л. с.

Спортивная революция

Если заглянуть в прошлое автомобиля, можно сказать, что основу RX-8 унаследовал от концепт-кара RX-EVOLV, который японцы часто выставляли в качестве шоу-стоппера на мировых мотор-шоу. В отличие от многих других концептов, которые "ездят" только по выставочным стендам, автомобиль дошел до конвейера. Для этого был задействован творческий потенциал дизайн-студий Mazda в Японии, США и Европе.

Использование компактного роторного двигателя обусловило весьма специфический дизайн машины, крайне отличающийся от других спорткаров. Прежде всего, благодаря небольшим размерам двигателя получился достаточно низкий капот. Над ним возвышаются большие колесные арки, вдоль которых разместились решетки воздухозаборников. Это подчеркивает бескомпромиссную спортивность машины — именно то, что больше всего привлекает поклонников спорткаров.

Второй нюанс — двери. Почти никому из тех коллег по работе, кто осматривал автомобиль, не удалось разгадать его "дверной ребус": оказывается, вместо привычных для купе двух длинных дверей на RX-8 установлены четыре. Причем задние двери автомобиля открываются не "назад", как обычно, а "вперед", и крепятся они к задним стойкам, центральные же вовсе отсутствуют. Забегая наперед, скажу, что это не повлияло не целостность авто. Инженеры также постарались сдвинуть все массивные узлы и агрегаты поближе к центру машины — двигатель и бензобак размещены внутри колесной базы. Благодаря этому Mazda RX-8 имеет идеальную "драйверскую" развесовку по осям — 50:50.

Кроме всех этих обновок, модель RX-8 получила остроугольную решетку радиатора, раскосые фары и стильные задние фонари а-ля Mazda6. Если рассмотреть автомобиль в профиль, то здесь замечаются минимальные передний и задний свесы кузова, что подчеркивает ее динамичность и стремительность. Передняя стойка с большим углом наклона сдвинута к середине машины, благодаря чему создается впечатление, что ее центр тяжести находится сзади. Уменьшение переднего свеса улучшило обзорность впереди, а вот задний обзор, наоборот, осложнился. Последние спортивные штрихи в картине под названием "Mazda RX-8" — это бампер, интегрированный в крылья, и 16-дюймовые литые диски с низкопрофильными покрышками 225-сантиметровой размерности. Плюс две выхлопные трубы, подчеркивающие спортивный дух машины.

Роторный бес

Автомобиль оснащен роторным двигателем нового поколения Renesis, в 2003 году (в год его разработки) он был признан "Лучшим двигателем года". Двухсекционный (2 х 654 куб. см) силовой агрегат предлагается в двух исполнениях — Standart Power и High Power. Последний отличается более сложной системой подачи топлива, за счет которой максимальная мощность достигает 240 л. с. при 8200 об./мин., а крутящий момент — 211 Нм при 5500 об./мин. Японским разработчикам двигателя удалось добиться, чтобы Renesis соответствовал нормам Евро 4.

Для RX-8 выбрали "классическую" спортивную компоновку — мотор спереди, ведущие колеса — задние. 192-сильная версия оснащается 5-ступенчатой механической КПП, а для более мощной добавили еще одну передачу. Роторный двигатель успешно совершает четыре процесса — впуск, сжатие, сжигание и выхлоп — благодаря повороту треугольного ротора в камере сжигания в форме кокона.

Если сравнивать с возвратно-поступательным двигателем, то роторный превосходит его в компактности и легкости, равномерности крутящего момента и сокращении уровня вибраций и шума. Благодаря введению таких инновационных технологий для роторного двигателя, как "боковые выхлопные и впускные отверстия", а также новой системе воздухозаборника, RENESIS способен генерировать большую мощность. Чтобы было понятнее: доведя стрелку тахометра до 6-7 тыс. оборотов, у вас не сложится впечатление, что вы находитесь в эпицентре пылающего вулкана. Для нашей версии нормальное количество оборотов — до 7,5 тыс. Далее (вплоть до 9 тыс. оборотов) — критическая зона, доходить до которой не рекомендуется. На "заряженной" версии нормальные обороты до 8,5 тыс., предельная черта установлена на 10 тыс. оборотов.

В салоне роторный двигатель "выдает" себя двумя вещами. Во-первых, весьма ощутимой вибрацией рычага коробки передач на холостых оборотах, которая исчезает после того, как мотор выходит на рабочий режим работы. Во-вторых, специфическим звуком при перегазовках — "баритон" роторного двигателя отдаленно напоминает звучание моторов мощных спортбайков.

Интерьер под экстерьер

Спортивная направленность машины, кроме внешних атрибутов, нашла свое отображение и в салоне. Мне лично очень понравились ковшеподобные сиденья со спортивным профилем без заметного выделения подголовников. Передние сиденья обладают выраженными подпорами в бедренной, поясничной и плечевой зонах. В результате даже боковые перегрузки при активной езде не сильно ощущаются. Гоночные ассоциации подчеркиваются и другими деталями — полулежачей драйверской посадкой и сближенным педальным узлом. Близкое расположение акселератора, тормоза и сцепления требует небольшого привыкания, но при скоростной езде это очень удобно.

Еще одна особенность салона — его внутреннее разделение. Широкий трансмиссионный туннель (кроме кардана, там находится и усилительная балка, "держащая" весь кузов) разделяет четырехместный салон машины надвое, подчеркивая общую формулу 2х2 — каждому свое место. Продольная балка — не единственный усиливающий элемент. В дверях расположены мощные продольные брусья безопасности, а перпендикулярные им силовые элементы в створках работают еще и в вертикальной плоскости. Для пассажиров и водителя тоннель — хорошая подпора для рук, к тому же в нем вмонтированы отделения для мелочей и подстаканники.

Задние кресла — отдельная история. Внешнее впечатление — места хватит разве что на чемодан и плащ, ну максимум на ребенка. Но после того как туда забрался мой коллега по работе весом около 90 кг, я изменил свое мнение. Благодаря утопленным в глубь салона сиденьям места для ног хватает. Единственное, что заставляет потрудиться, так это посадка-высадка — распашные двери требуют привыкания. Конечно, при росте более 185 см места над головой на задних местах немного, но уровень комфорта вполне приемлемый.

На панели приборов первое, что бросается в глаза, это три больших циферблата. Самый большой средний — размеченный до 9000 об./мин. тахометр. Справа и слева расположились индикаторы расхода топлива и масла, температуры воды, а также контрольные лампы. Спидометр в аналоговом виде отсутствует вообще — данные о скорости выводятся на цифровое табло, расположенное на шкале тахометра.

В остальном все просто и понятно. На центральной консоли расположен небольшой ЖК-дисплей бортового компьютера, аудиосистема BOSE с CD-чейнджером на шесть компакт-дисков и настройки управления температурой в салоне. Все понятно с первого раза.

На небольшой спортивный руль выведены кнопки управления аудиосистемой. Отделка в салоне выглядит неплохо, хотя некоторые детали выглядят несколько спорно. Подводя итог, можно сказать, что салон машины хоть и не может похвастаться вставками из орехового дерева и хрома, но спортивный антураж водителю и пассажирам обеспечивает на все сто.

Road fast

Mazda RX-8 — это автомобиль-вызов. Ярко-красный цвет кузова Velocity Red (в переводе с английского — скоростной красный) и спортивный дизайн притягивали к себе внимание (или зависть?) окружающих. В результате "вызовы на дуэль" водителей машин абсолютно разных категорий (включая малышки VW Polo) cлучались очень часто. Но об этом позже.

Запускаю двигатель. Тугое, но очень информативное сцепление. Включаю первую передачу — и поехали. Боясь разбудить "зверя" под капотом, плавно жму на акселератор. Из-под капота доносится храпение роторного агрегата. Дожимаю газ — и понимаю все преимущества двигателя, который мгновенно набирает обороты и при этом сохраняет олимпийское спокойствие. После 4500 об./мин. наступает приятный подхват, а далее у мотора словно появляется второе дыхание, на котором он моментально выкручивается до ограничителя. Главное — вовремя его остановить. В движении понимаешь, что именно на высокие обороты рассчитан ротор — езда превращается в сплошное удовольствие.

Первое, на что обращаешь внимание, — это вполне комфортная подвеска. По субъективным впечатлениям, реакция на ямы и дорожные неровности Mazda RX-8 ничем не отличается от реакции моей Skoda Fabia. После последнего теста Saab 9-5 Aero, чья чрезмерная жесткость подвески иногда здорово досаждала, Mazda выглядит практически обычной "гражданской" машиной. Чего не скажешь о моторе — сдерживать темпераментную RX-8 приходится постоянно. Тем более в пробках. На низких оборотах мотор довольно вяловат, поэтому орудовать рычагом коробки передач приходится много. Впрочем, благодаря четкому алгоритму работы и коротким передачам делать это весьма приятно.

Скоростные трассы — вот настоящая стихия Mazda RX-8. Именно здесь машина раскрывает весь свой потенциал — четкую работу трансмиссии, по-спортивному тугой и одновременно острый руль, прекрасный мотор. Только один пример. Бориспольская трасса. Выезжая с второстепенной дороги, вклиниваюсь в общий поток, пытаюсь достичь "максималки". Разгоняюсь в крайнем левом ряду стремительно быстро, вызывая чувство зависти практически у всех, кто за рулем. Особенно сильно — у водителя трехлитровой Toyota Camry. На пятой передаче еду со скоростью 150 км/час. Он обходит меня справа, я утапливаю педаль в пол, но "выстреливать" на "низах" где-то с 4-5 тыс. оборотов на пятой передаче Mazda RX-8 не спешит. Выжимаю сцепление, короткое движение рычагом, четвертая передача. Стремительное ускорение двигателя с 6 до 8,5 тыс. оборотов и… водитель Camry опять вынужден любоваться фонарями задних стопов RX-8. Скорость около 210 км/час. Такие "дуэли" для RX-8 — явление обыденное. Как и их результат: при активной работе коробкой передач шансы на эффективную конкуренцию с Mazda имеют очень немногие автомобили.

Стоимость и содержание

С момента официальной премьеры Mazda RX-8 на украинском рынке прошло меньше года. С тех пор продали только шесть машин. Уровень продаж явно не соответствует яркому дизайну и сравнительно невысокой цене автомобиля. Все объясняется просто. Сейчас японская компания взяла временную паузу — Mazda изучает особенности реакции машины на местную специфику (плохие дороги, невысокое качество топлива). Проводится также усиление подвески автомобиля. Понять японцев несложно, они в первую очередь заботятся об имидже компании. В автосалоне "Мазда Моторс Киев" на столичном проспекте 40-летия Октября официального старта продаж ожидают в начале лета.

Выражаем благодарность компании "Мазда моторс Киев" за предоставленный для тест-драйва автомобиль и за сотрудничество

Технические характеристики Mazda RX -8

Габаритные размеры

Длина, мм

4430

Ширина, мм

1170

Высота, мм

1340

Колесная база, мм

2700

Двигатель

Тип, объем

Сдвоенный роторный 1308 куб. см

Мощность, л. с./об./мин.

240/8200 (high power)

192/7000 (low power)

Крутящий момент, Нм

211 Нм при 5 500 об./мин. (high power)

220 Нм при 5 000 об./мин. (low power)

Трансмиссия

Привод

На задние колеса

КПП

6-ступенчатая (high power) механика

5-ступенчатая (low power) механика

Динамика

Разгон до 100 км/час, сек.

6,5

7,2

Макс. скорость, км/час

250

223

Расход топлива, бензин* (АИ-95)

Городской цикл, л/100 км

15,0

15,1

Загородный цикл

л/100 км

8,0

8,3

Стоимость**, тыс. евро

38,000

34,000

*Указан приблизительный расход топлива

**Ориентировочная стоимость в зависимости от комплектации